serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 45


Когда в нем милость представляем, Ему подобных видим Вас; Как гнев его изображаем, Оружий ваших слышим глас; Когда неправды он карает, То силы ваши ополчает; Его земля и небеса, Закон и воля повсеместна, Поколь нам будет неизвестна Его щедрота и гроза. 3

В последних четырех строках та же философия оптимизма, что и в концовке Оды, выбранной из Иова, в них звучит полная уверенность поэта в таком ходе событий, который приведет к неизбежной победе блага над злом.

Философия оптимизма в той ее форме, которую принимал и разделял Ломоносов, была широко распространена в европейском Просвещении первой половины XVIII в. 3

Отрицая зло как субстанциональное начало мира, оптимизм вызывал против себя ожесточенную полемику ортодоксальной христианской апологетики, 32 особенно католической, представители которой называли философский оптимизм переодетым материализмом, так как, отрицая зло в зле, он, по их мнению, фактически объявлял зло причиной добра. Кроме этого философского опровержения оптимизма, христианская ортодоксия не могла принять отрицание зла как греха с последующим за него наказанием или искуплением.

Последовательные материалисты, с других позиций, конечно, критиковали оптимизм как выражение политической умеренности и консерватизма, мнимым компромиссом пытающегося прикрасить действительные противоречия в природе и обществе. Уже в Письмах о слепых в назидание зрячим 1749 Дидро от имени слепого ученого Саундерсона опровергает философию оптимизма Лейбница Попа. Саундерсон у Дидро возражает священнику, доказывающему бытие божие совершенством устройства живых организмов: . . . Допустим, что животный механизм

76

столь совершенен, как вы это утверждаете. . . какое отношение это имеет к верховному разумному существу Если этот механизм поражает вас, то, может быть, потому, что вы привыкли считать чудом все, что кажется вам превышающим ваши силы. . . Если какое- нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас говорим: это дело божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии. 33

Дидро здесь выступил как убежденный материалист и противник телеологии и финализма учения о конечных целях, в защиту которых выступали многочисленные авторы популярных сочинений по естествознанию. 34

Атакуемый с двух сторон оптимизм, однако, уверенно защищал свои позиции еще в первой половине 1750-х годов.

Всеобщий пересмотр философских основ оптимизма начался после 1755 г. Во главе его противников оказался ранее упорный сторонник Попа, а теперь его неумолимый критик Вольтер в своей поэме О гибели Лиссабона, или Проверка аксиомы все благо 1756.

Поэма Вольтера нашла многих противников. Среди них с наибольшей страстностью выступал как сторонник убеждения в конечном торжестве блага и предопределенности такого разрешения жизненных противоречий постоянный антагонист Вольтера Жан-Жак Руссо. 35 Их полемическая переписка, широко известная всей читающей Европе, нет сомнений, что знал ее и Ломоносов через несколько лет она появилась и в русском переводе. Возможно, что Ломоносов знал ее и раньше. В 1762 г. Рейхель в своем журнале

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика