Когда в нем
милость
представляем, Ему подобных видим Вас; Как гнев его изображаем, Оружий ваших
слышим глас; Когда неправды он карает, То силы ваши ополчает; Его земля и
небеса, Закон и
воля повсеместна, Поколь нам будет неизвестна Его щедрота и гроза.
3
В последних четырех строках та
же философия оптимизма, что и в концовке Оды, выбранной из Иова, в них
звучит полная уверенность поэта в таком ходе событий, который приведет к
неизбежной победе блага над злом.
Философия оптимизма в той ее
форме, которую принимал и разделял Ломоносов, была широко распространена в
европейском Просвещении первой половины XVIII в. 3
Отрицая зло как
субстанциональное начало мира, оптимизм вызывал против себя ожесточенную
полемику ортодоксальной христианской апологетики, 32 особенно
католической,
представители которой называли философский оптимизм переодетым
материализмом, так
как, отрицая зло в зле, он, по их мнению, фактически объявлял зло причиной
добра. Кроме этого философского опровержения оптимизма, христианская
ортодоксия не могла принять отрицание зла как греха с последующим за него
наказанием или искуплением.
Последовательные материалисты,
с других позиций, конечно, критиковали оптимизм как выражение политической
умеренности и консерватизма, мнимым компромиссом пытающегося прикрасить
действительные противоречия в природе и обществе. Уже в Письмах о слепых в
назидание зрячим 1749 Дидро от имени слепого ученого Саундерсона опровергает
философию оптимизма Лейбница Попа. Саундерсон у Дидро возражает
священнику, доказывающему
бытие божие совершенством устройства живых организмов: . . . Допустим, что
животный механизм
76
столь
совершенен, как вы это
утверждаете. . . какое отношение это имеет к верховному разумному существу
Если этот механизм поражает вас, то, может быть, потому, что вы привыкли
считать чудом все, что кажется вам превышающим ваши силы. . . Если какое-
нибудь явление превышает, по
нашему мнению, силы человека, то мы тотчас говорим: это дело божие; наше
тщеславие не может
удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои
рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии.
33
Дидро здесь выступил
как
убежденный материалист и противник телеологии и финализма учения о конечных
целях, в защиту которых выступали многочисленные авторы популярных сочинений
по естествознанию. 34
Атакуемый с двух
сторон
оптимизм, однако, уверенно защищал свои позиции еще в первой половине 1750-х
годов.
Всеобщий пересмотр философских
основ оптимизма начался после 1755 г. Во главе его противников оказался ранее
упорный сторонник Попа, а теперь его неумолимый критик Вольтер в своей поэме О
гибели Лиссабона, или Проверка аксиомы все благо 1756.
Поэма Вольтера нашла многих
противников. Среди них с наибольшей страстностью выступал как сторонник
убеждения в конечном торжестве блага и предопределенности такого разрешения
жизненных противоречий постоянный антагонист Вольтера Жан-Жак Руссо.
35 Их
полемическая переписка, широко известная всей читающей Европе, нет сомнений,
что знал ее и Ломоносов через несколько лет она появилась и в русском
переводе. Возможно, что Ломоносов знал ее и раньше. В 1762 г. Рейхель в
своем журнале