serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 47


Гельвеций стремление к славе включал в число страстей, необходимых для того, чтобы вывести человечество из застоя и спячки: Но что такое потребность к славе Просто потребность в удовольствии. Поэтому во всякой стране, где слава перестает представлять собой удовольствие, граждане равнодушны к славе; такая страна не рождает гениальных людей и не дает открытий. 40 Удовольствие, доставляемое славой, по Гельвецию, выражается в степени власти, которую может достичь прославленный гражданин: Слава, как говорят, любовница почти всех великих людей; они стремятся к ней сквозь все опасности; для получения ее они бросают вызов тягостям войны, скуке научных занятий и ненависти тысячи соперников. Но в каких странах . . . 79

Почему славу считают растением, которое произрастает на республиканской почве и, вырождаясь в деспотических странах, никогда здесь не пускает достаточно сильных ростков Потому что в славе люди любят собственно лишь власть, а при самовластии всякая власть исчезает перед властью деспота. 44

Гельвеций с наибольшей остротой выразил общее мнение просветителей о славе как порождении политического строя государства. В этой идее была и сила ее антимонархическая, антифеодальная направленность, и некоторая ограниченность, так как универсальность этой формулы делала мало плодотворным ее применение к конкретным историческим условиям такой страны, как Россия, например. В своей Истории российской империи при Петре Великом Вольтер в отличие от своих современников-философов должен был подкреплять свои выводы морально-философского содержания историческими фактами, а не умозрительными гипотезами. Изучение русской истории позволило Вольтеру внести в свои суждения о славе как реальном итоге действий правителя государства необходимую конкретность. Поэтому Вольтер, из просветителей наиболее склонный к конкретно-исторической оценке великих людей истории, проявил замечательную прозорливость при оценке Петра I. Его оценка Петра сделана сравнительно, в сопоставлении с Карлом XII: В первые годы нашего века необразованным людям был известен из северных героев один только Карл XII. Личная его доблесть, скорее солдатская, чем королевская, блеск его побед и даже его несчастий бросались в глаза тем, кто видит без труда большие события, но кому недоступно зрелище долгих и полезных трудов. Иностранцы сомневались даже, долговечны ли творения царя Петра I . . . Эта империя считается ныне одним из самых цветущих государств, а Петр приобщен к числу величайших законодателей. Если предприятия Петра, на взгляд мудреца, и не нуждались в восхищении зрителей, то это восхищение утвердило навек его славу. В наши дни признают, что Карл XII был достоин стать первым солдатом Петра Великого. Один оставил после себя лишь развалины, другой был во всех родах деятельности строителем. 42 80

В творчестве Ломоносова с конца 1750-х годов тема славы приобретает особое значение. Общественное мнение всей Европы, созданное в первую очередь философами и особенно Вольтером, было потрясено вероломством Фридриха II, начавшего общеевропейскую войну внезапным нападением на Саксонию, хотя именно Вольтер больше всего виноват в создании для Фридриха II репутации короля-философа. Как указал советский исследователь: Коренная ошибка Вольтера в отношении к Фридриху заключалась в том, что он считал его европейским политиком большого стиля, способным более других государей ответить идеалу просвещенного монарха, в то время как подлинный Фридрих был всего лишь великим пруссаком, бранденбургским курфюрстом, осуществлявшим в своей государственной деятельности местные идеалы Пруссии как феодально-полицейского и феодально-военного государства. 1

Практический маккиавелизм Фридриха II разрушал одну из просветительских легенд и заставлял общественную мысль заново решать многие вопросы политической философии

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Премьеру фильма про Соника перенесли из-за недовольных фанатов
«Соник» должен был выйти в мировой прокат 7 ноября 2019 года. Новая дата премьеры назначена на 14 февраля 2020 года, пишет Lenta.ru.
Свердловская музкомедия выступает в Берлине в рамках «Русских сезонов»
В Берлине стартовали гастроли труппы Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии. Выступления проходят в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. На сцене Театра на Потсдамской площади прошел показ мюзикла «Екатерина Великая».
Алина Загитова назвала Россию лучшим местом на Земле
Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова выложила фрагмент своего интервью для журнала Cosmopolitan в истории социальной сети Instagram. 17-летняя фигуристка рассказала о своих увлечениях и призналась, что нашла лучшее место на планете.
Брянский академический хор завоевал награды на международном фестивале
Музыкальные композиции в исполнении нашего коллектива произвели фурор на конкурсе. Две награды высшего достоинства в номинациях «Смешанный хор» и «Вокальный ансамбль» конкурса «Магутны Божа» достались брянскому ансамблю.
Концерт в честь Дня России пройдёт 12 июня в парке «Зарядье»
Концерт в честь Дня России пройдёт 12 июня в Большом зале парка «Зарядье» в Москве, сообщает НСН. Программа включает увертюру «1812 год» и кантату «Москва» Петра Чайковского, а также вокально-симфоническую поэму «Колокола» Сергея Рахманинова.
Татьяна Кравченко победила депрессию после окончания съемок «Сватов»
8. После съемок «Сватов» у Кравченко случилась депрессия Кадр: сериал «Сваты» / телеканал «Россия 1»
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика