Гельвеций
стремление к славе
включал в число страстей, необходимых для того, чтобы вывести человечество из
застоя и спячки: Но что такое потребность к славе Просто потребность в
удовольствии. Поэтому во всякой стране, где слава перестает представлять
собой удовольствие, граждане равнодушны к славе; такая страна не рождает
гениальных людей и не дает открытий. 40 Удовольствие,
доставляемое славой, по Гельвецию, выражается в степени власти, которую
может достичь прославленный гражданин: Слава, как говорят, любовница почти
всех великих людей; они стремятся к ней сквозь все опасности; для получения
ее они бросают вызов тягостям войны, скуке научных занятий и ненависти тысячи
соперников. Но в каких странах . . . 79
Почему славу считают
растением,
которое произрастает на республиканской почве и, вырождаясь в деспотических
странах, никогда здесь не пускает достаточно сильных ростков Потому что в
славе люди любят собственно лишь власть, а при самовластии всякая власть
исчезает перед властью деспота. 44
Гельвеций с наибольшей
остротой выразил общее мнение просветителей о славе как порождении
политического строя государства. В этой идее была и сила ее антимонархическая,
антифеодальная направленность, и некоторая ограниченность, так как
универсальность этой формулы делала мало плодотворным ее применение к
конкретным историческим условиям такой страны, как Россия, например. В своей
Истории российской империи при Петре Великом Вольтер в отличие от своих
современников-философов должен был подкреплять свои выводы
морально-философского содержания историческими фактами, а не умозрительными
гипотезами.
Изучение русской истории позволило Вольтеру внести в свои суждения о славе как
реальном итоге действий правителя государства необходимую конкретность. Поэтому
Вольтер, из просветителей наиболее склонный к конкретно-исторической оценке
великих людей истории, проявил замечательную прозорливость при оценке Петра I.
Его оценка Петра сделана сравнительно, в сопоставлении с Карлом XII: В первые
годы нашего века необразованным людям был известен из северных героев один
только Карл XII. Личная его доблесть, скорее солдатская, чем
королевская, блеск
его побед и даже его несчастий бросались в глаза тем, кто видит без труда
большие события, но кому недоступно зрелище долгих и полезных
трудов. Иностранцы
сомневались даже, долговечны ли творения царя Петра I . . . Эта империя
считается ныне одним из самых цветущих
государств, а Петр приобщен к числу величайших законодателей. Если
предприятия Петра, на взгляд мудреца, и не нуждались в восхищении
зрителей, то
это восхищение утвердило навек его славу. В наши дни признают, что Карл XII
был достоин стать
первым солдатом Петра Великого. Один оставил после себя лишь развалины, другой
был во всех родах деятельности строителем. 42 80
В творчестве Ломоносова с
конца 1750-х годов тема славы приобретает особое значение. Общественное мнение
всей Европы, созданное в первую очередь философами и особенно Вольтером, было
потрясено вероломством Фридриха II, начавшего общеевропейскую войну внезапным
нападением на Саксонию, хотя именно Вольтер больше всего виноват в создании
для Фридриха II репутации короля-философа. Как указал советский
исследователь: Коренная ошибка Вольтера в отношении к Фридриху заключалась в
том, что он считал его европейским политиком большого стиля, способным более
других государей ответить идеалу просвещенного монарха, в то время как
подлинный Фридрих был всего лишь великим пруссаком, бранденбургским курфюрстом,
осуществлявшим в своей государственной деятельности местные идеалы Пруссии как
феодально-полицейского и феодально-военного государства. 1
Практический маккиавелизм
Фридриха II разрушал одну из просветительских легенд и заставлял
общественную мысль заново решать многие вопросы политической философии