serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 52


Да на его пример и на дела велики

Смотря весь смертный род, смотря земны владыки

Познают, что монарх и что отец прямой. . .

Исторический подвиг Петра это борьба со злом в его конкретных, исторически возникших формах. По Ломоносову, Петр от самых нежных лет со злобой вел войну, т. е. с невежеством и реакцией, он победил смирил злодеев внутрь стрельцов и победил внешних врагов.

Тема зла конкретного реализована в поэме в картине стрелецкого бунта, которая изложена словами самого Петра. Эта тема проходит лейтмотивом через весь пространный рассказ-монолог Петра:

Измена с злобою на жизнь мою сложись, В завесу святости притворной обвилась, Противников добру крепила злы советы. . .

Познав такую злость Софьи, И. С. , ответствовал святитель. . .

В надежде досягнуть своих желаний злых. . .

Без сна был злобный скоп, не затворяя ока,

Лишь спит незлобие, не зная близко рока. . .

Наружи выходит, что умыслила София

И что советники Ея велели злая. . .

87

Увидев из своих чертогов то София, Что пресекаются ее коварства злая. . . И брата и меня злодеям показала. . .

И далее через все перипетии стрелецкого бунта, подробно изложенные в рассказе Петра, проходит тема зла, выраженная в различных производных от этой основы зло словах: злость, злодейский, злодейственный, злобный и т. д.

Злу во всех его видах противостоит в поэме слава в ее тоже конкретных проявлениях: то это истинная слава Петра, то вечная слава русских воинов победителей Пруссии в Семилетней войне, то слава героев осады и взятия Ореховца.

В описании боя под Ореховцам Шлиссельбургом Ломоносов ставит вопрос об отношении к войне, об ее оценке в свете проблемы зла. И хотя гуманист и человеколюбец в нем протестует против войны как самоистребления человека, Ломоносов исторический поэт понимает, что войну можно оценить правильно только с точки зрения ее целей и результатов, а не с абстрактным критерием добра и зла. И войны Петра оказываются орудием прогресса и просвещения, а не средством осуществления честолюбивых планов:

Другие в чести храм рвались чрез ту вступить, Но ею он желал Россию просветить.

Итак, истинная слава в исторических своих проявлениях оказывается несовместима со злом. Такое понимание славы государственных деятелей было завещано Ломоносовым русской литературе и русской общественной мысли. Сохраняло оно свое значение еще и для Пушкина.

88

 

 

 

Глава III

 

РУССКАЯ ОДА

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика