serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 54


России зачинатели классицизма были одновременно и основоположниками просветительства. Русская литература XVII начала XVIII в. не знала тех жанров, в которых с наибольшей силой могли быть выражены новые идеи и прежде всего горячая защита просвещения и просвещенного абсолютизма как орудия культурного прогресса. Такими жанрами оказались сатира и ода; с сатир Кантемира и од Тредиаковского начинается история русского классицизма. Самый ход этого развития показателен. Не было и не могло быть решения завести у себя классицизм, как создали флот и Академию наук, но острая потребность общественной жизни заставила Кантемира обратиться от любовных песен к жанру сатиры, а Тредиаковского, переводившего за границей любовно-аллегорический роман, по возвращении в Россию взяться за разработку жанра оды. И уже через несколько лет, в середине 1730-х годов, Тредиаковский в знаменитой своей речи в Российском собрании 14 марта 1735 г. выступил с идеей своего рода петровской реформы всей современной ему литературы. Реформа эта включала в себя создание грамматики доброй и исправной, согласной во всем мудрых употреблению и основанной на оном, словаря полного и довольного, риторики и стихотворной науки. При этом Тредиаковский очень хорошо понимал огромность и трудноисполнимость своих планов: . . . сия трудность есть превелика; однако она не из таковых, чтоб не возмогла быть преодолена. Всегдашнее тщание, непрестанное размышление, неусыпный труд и на прежидком море строит города, и на превысокие горы взводит реки, и в преглубоких безднах находит перла. Знаю, что трудно будет начало; но своя есть честь и начатию. Ведаю, что скучно будет продолжение; но и с тем громкая сопряжена слава. А из полезного

91

окончания окликая похвала, колике благодарения и колике прославления произойти могут, кто сего не чувствует Кто сего уразуметь не может Одно б разве сие токмо отвратить от предприятия нас могло, что не надеемся мы быть щасливы в окончании и что другим сей преславный жребий готовится, а не нам. . . На что нам завидовать мастью и славе других в окончании, когда довольно оного и оная с нас в начатии и продолжении . . не начиная же ничего, ничего и не будет. 4

Намеченной Тредиаковским программы насущных литературных реформ хватило на целое полустолетие. А лексикон, в котором, по его мнению, заключалась вся сила, был выпущен Российской академией только в 17891794 гг.

Тот разрыв с допетровской Русью, который, по представлению русских просветителей, совершил Петр в государственном масштабе, Тредиаковский хотел осуществить в литературе. Его реформа стиха была как бы завершением начатой Петром секуляризации русской культуры. Отвергнув в предисловии к Езде в остров любви славянский язык потому, что он у нас есть язык церковный, Тредиаковский отменил и силлабическую систему стихосложения, которая ему представлялась частью церковно-школьного обихода, а следовательно, несла на себе печать средневеково- схоластического, неразумного происхождения и потому должна была быть отброшена совершенно. Характерно, что и Ломоносов так же смотрел на силлабическое стихосложение, которое в московские школы из Польши принесено. 5

Могучая убежденность создателей новой литературы в правоте и необходимости своего дела опиралась на растущее чувство национального самосознания и единства, основой которого был процесс формирования и сложения русской нации.

Историк так характеризует экономическую основу процесса развития русской нации в первой половине XVIII в. : Процесс формирования русской буржуазной нации, получивший прочную основу в росте капиталистических элементов, был ускорен крупными событиями 92

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
На ММКФ вручена премия «Аванс» для молодых деятелей кино
Обладателями премии «Аванс» на Московском кинофестивале (ММКФ) стали актеры Ирина Старшенбаум и Данил Стеклов. Награда вручалась в ходе так называемой White party в ресторане «Трамплин» на Воробьевых горах. Все собравшиеся, согласно дресс-коду, были во всем белом.
На празднике в Старой Рязани представят фильм «Легенда о Коловрате»
Главным событием праздника станет презентация художественного фильма «Легенда о Коловрате», который осенью должен выйти в российский прокат. В рамках презентации состоится встреча со съемочной группой и актером, исполнившим главную роль.
«Теснота» Кантемира Балагова выйдет в российский прокат
Фильм "Теснота" Кантемира Балагова выйдет в российский прокат 27 июля. Картина ученика Кабардино-Балкарской мастерской Александра Сокурова - участник программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля этого года. На Лазурном берегу она была отмечена призом ФИПРЕССИ.
В Петербурге снимут российскую версию «Титаника»
Режиссёр Алексей Козлов рассказал на заседании Министерства культуры о планах снять российскую версию "Титаника". Исторический фильм называется "Баржа 725". На главные роли заявлены Анастасия Мельникова, Иван Янковский и Андрей Мерзликин.
Фильм Владимира Котта «Карп отмороженный» может выйти в прокат осенью
Российский фильм Владимира Котта "Карп отмороженный", участвующий в основном конкурсе 39-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ), может выйти в прокат осенью. Об этом сообщил на пресс-конференции продюсер ленты Никита Владимиров.
Захарова рассказала о создании песни, прозвучавшей на открытии ММКФ
Песня «Верните память», которая была исполнена 22 июня на открытии Московского международного кинофестиваля (ММКФ), про «героев сегодняшних». Об этом рассказала РИА «Новости» официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, которая является автором не только слов, но и музыки.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика