serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 54


России зачинатели классицизма были одновременно и основоположниками просветительства. Русская литература XVII начала XVIII в. не знала тех жанров, в которых с наибольшей силой могли быть выражены новые идеи и прежде всего горячая защита просвещения и просвещенного абсолютизма как орудия культурного прогресса. Такими жанрами оказались сатира и ода; с сатир Кантемира и од Тредиаковского начинается история русского классицизма. Самый ход этого развития показателен. Не было и не могло быть решения завести у себя классицизм, как создали флот и Академию наук, но острая потребность общественной жизни заставила Кантемира обратиться от любовных песен к жанру сатиры, а Тредиаковского, переводившего за границей любовно-аллегорический роман, по возвращении в Россию взяться за разработку жанра оды. И уже через несколько лет, в середине 1730-х годов, Тредиаковский в знаменитой своей речи в Российском собрании 14 марта 1735 г. выступил с идеей своего рода петровской реформы всей современной ему литературы. Реформа эта включала в себя создание грамматики доброй и исправной, согласной во всем мудрых употреблению и основанной на оном, словаря полного и довольного, риторики и стихотворной науки. При этом Тредиаковский очень хорошо понимал огромность и трудноисполнимость своих планов: . . . сия трудность есть превелика; однако она не из таковых, чтоб не возмогла быть преодолена. Всегдашнее тщание, непрестанное размышление, неусыпный труд и на прежидком море строит города, и на превысокие горы взводит реки, и в преглубоких безднах находит перла. Знаю, что трудно будет начало; но своя есть честь и начатию. Ведаю, что скучно будет продолжение; но и с тем громкая сопряжена слава. А из полезного

91

окончания окликая похвала, колике благодарения и колике прославления произойти могут, кто сего не чувствует Кто сего уразуметь не может Одно б разве сие токмо отвратить от предприятия нас могло, что не надеемся мы быть щасливы в окончании и что другим сей преславный жребий готовится, а не нам. . . На что нам завидовать мастью и славе других в окончании, когда довольно оного и оная с нас в начатии и продолжении . . не начиная же ничего, ничего и не будет. 4

Намеченной Тредиаковским программы насущных литературных реформ хватило на целое полустолетие. А лексикон, в котором, по его мнению, заключалась вся сила, был выпущен Российской академией только в 17891794 гг.

Тот разрыв с допетровской Русью, который, по представлению русских просветителей, совершил Петр в государственном масштабе, Тредиаковский хотел осуществить в литературе. Его реформа стиха была как бы завершением начатой Петром секуляризации русской культуры. Отвергнув в предисловии к Езде в остров любви славянский язык потому, что он у нас есть язык церковный, Тредиаковский отменил и силлабическую систему стихосложения, которая ему представлялась частью церковно-школьного обихода, а следовательно, несла на себе печать средневеково- схоластического, неразумного происхождения и потому должна была быть отброшена совершенно. Характерно, что и Ломоносов так же смотрел на силлабическое стихосложение, которое в московские школы из Польши принесено. 5

Могучая убежденность создателей новой литературы в правоте и необходимости своего дела опиралась на растущее чувство национального самосознания и единства, основой которого был процесс формирования и сложения русской нации.

Историк так характеризует экономическую основу процесса развития русской нации в первой половине XVIII в. : Процесс формирования русской буржуазной нации, получивший прочную основу в росте капиталистических элементов, был ускорен крупными событиями 92

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Кончаловский заявил, что создатели ремейка «Иронии судьбы» должны заплатить вдове Рязанова
В картину под названием About Fate на главные роли пригласили Эмму Робертс и Томаса Манна. «Пускай заплатят деньги вдове Рязанова, это было бы хорошо», — сказал Андрей Кончаловский в интервью News.ru. Продюсировать ремейк будет российский режиссер Марюс Вайсберг.
Картину режиссера Гая Ричи «Грех человеческий» показали в Петербурге до премьеры
В общем, вся бесчисленная армия поклонников Ричи и Стэйтема точно не останется в какой-то обиде на обоих.
В Калуге завершился кинофестиваль «Циолковский»
В субботу, 17 апреля, в Калуге завершился Международный фестиваль фильмов и программ о космосе «Циолковский». На участие в конкурсе претендовало 800 фильмов из более чем 80 стран мира.
В сети опубликован трейлер второго сезона «Любовь, смерть и роботы»
На YouTube-канале «AvatarIII» был опубликован трейлер второго сезона анимационного сериала стриминговой платформы «Netflix» под названием «Любовь, смерть и роботы» до его официальной премьеры. Позже видеозапись заблокировали «в целях соблюдения авторских прав».
Группа «Ногу свело» объявила о переносе концертов из-за давления властей
Группа, в последние несколько лет активно поддерживающая оппозиционное движение, столкнулась с внезапным демаршем организаторов концертов, а на тех, в свою очередь, надавили чиновники, пишет Покровский.
Стешин рассказал об аншлагах в донецком театре на фоне обострения конфликта в Донбассе
Жители Донбасса продолжают жить обычной жизнью, несмотря на очередной виток эскалации конфликта. Об этом сообщил военный корреспондент газеты "Комсомольская правда" Дмитрий Стешин. По его словам, даже в условиях войны жители Донецка продолжают посещать театры.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика