России зачинатели
классицизма
были одновременно и основоположниками просветительства. Русская литература XVII
начала XVIII в. не знала тех жанров, в которых с наибольшей силой могли быть
выражены новые идеи и прежде всего горячая защита просвещения и просвещенного
абсолютизма как орудия культурного прогресса. Такими жанрами оказались сатира
и ода; с сатир Кантемира и од Тредиаковского начинается история русского
классицизма. Самый ход этого развития показателен. Не было и не могло быть
решения завести у себя классицизм, как создали флот и Академию наук, но
острая потребность общественной жизни заставила Кантемира обратиться от
любовных песен к жанру сатиры, а Тредиаковского, переводившего за границей
любовно-аллегорический роман, по возвращении в Россию взяться за разработку
жанра оды. И уже через несколько лет, в середине 1730-х годов, Тредиаковский
в знаменитой своей речи в Российском собрании 14 марта 1735 г. выступил с
идеей своего рода петровской реформы всей современной ему литературы. Реформа
эта включала в себя создание грамматики доброй и исправной, согласной во всем
мудрых употреблению и основанной на оном, словаря полного и
довольного, риторики
и стихотворной науки. При этом Тредиаковский очень хорошо понимал огромность и
трудноисполнимость своих планов: . . . сия
трудность есть превелика; однако она не из таковых, чтоб не возмогла быть
преодолена. Всегдашнее тщание, непрестанное размышление, неусыпный труд и на
прежидком море строит города, и на превысокие горы взводит реки, и в
преглубоких безднах находит перла. Знаю, что трудно будет начало; но своя
есть честь и начатию. Ведаю, что скучно будет продолжение; но и с тем
громкая сопряжена слава. А из полезного
91
окончания окликая
похвала, колике
благодарения и колике прославления произойти могут, кто сего не чувствует Кто
сего уразуметь не может Одно б разве сие токмо отвратить от предприятия нас
могло, что не надеемся мы быть щасливы в окончании и что другим сей преславный
жребий готовится, а не нам. . . На что нам завидовать мастью и славе других
в окончании, когда довольно оного и оная с нас в начатии и продолжении . . не
начиная же ничего, ничего и не будет. 4
Намеченной Тредиаковским программы
насущных литературных реформ хватило на целое полустолетие. А лексикон, в
котором, по его мнению, заключалась вся сила, был выпущен Российской
академией только в 17891794 гг.
Тот разрыв с допетровской
Русью, который, по представлению русских просветителей, совершил Петр в
государственном масштабе, Тредиаковский хотел осуществить в литературе. Его
реформа стиха была как бы завершением начатой Петром секуляризации русской
культуры. Отвергнув в предисловии к Езде в остров любви славянский язык потому,
что он у нас есть язык церковный, Тредиаковский отменил и силлабическую
систему стихосложения, которая ему представлялась частью церковно-школьного
обихода, а следовательно, несла на себе печать средневеково-
схоластического, неразумного
происхождения и потому должна была быть отброшена совершенно. Характерно, что
и Ломоносов так же смотрел на силлабическое стихосложение, которое в
московские школы из Польши принесено. 5
Могучая убежденность
создателей новой литературы в правоте и необходимости своего дела опиралась на
растущее чувство национального самосознания и единства, основой которого был
процесс формирования и сложения русской нации.
Историк так характеризует экономическую
основу процесса развития русской нации в первой половине XVIII в.
: Процесс
формирования русской буржуазной нации, получивший прочную основу в
росте капиталистических элементов, был ускорен крупными событиями 92