serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 57


В этой Риторике Ломоносов изложил свои взгляды на литературу словесные науки, на ее задачи и на принципы поэтического стиля, в наибольшей степени этим принципам соответствующие. Вся Риторика пронизана чисто просветительским пафосом утверждения руководящей роли науки а не церкви, как следовало бы в духе официальности в деле общественного прогресса. В пример фигуры удержания Ломоносов приводит в Риторике 1743 рассказ о неограниченном уважении к науке: В древние времена ученых людей почитали не токмо щедрые государи, но и жестокосердые мучители; Платона принял в Сиракузы Дионисий-тиран, но с каким великолепием с каким доказательством к нему совея склонности Вы чаете, что ему были дороги цветами усыпаны или улицы зелеными ветвями украшены вы надеетесь, что ему все знатные особы навстречу вышли Никак, но Платона, сидящего в златой колеснице, сам Дионисий, 96

коней управляя, во град вводит. 15 Этот пример, по-видимому, из-за его слишком большой наглядности и выразительности Ломоносов не ввел в печатную Риторику 1748.

На первый взгляд, эти ярко просветительские, безусловно антиклерикальные высказывания противоречат тем настоятельным призывам к изучению языка церковных книг, которые составляют самую суть первой Риторики Ломоносова. В действительности, между отношением Ломоносова-просветителя к церкви и Ломоносова, теоретика литературы, к церковному языку и церковным книгам нет никакого противоречия. Более того, именно в этих, противоречивых по видимости утверждениях проявилось единство пафоса всей деятельности просветителя, вынужденного действовать в условиях активного наступления клерикалов на свободную мысль, на науку. Сам он сказал в посвящении Риторики 1743 Петру Федоровичу о назначении этой книги способствовать развитию русской культуры: Взирают на них на добродетели Петра Федоровича, И. С. великим вашим дедом в России основанные науки как на восходящее солнце и от пресветлых его лучей нового щедрот сияние в несомненном уповании ожидают. . . Благополучны в наущении положенные труды сынов российских, которых щедрая вашего высочества рука ободряет к вящему приращению наук в наследной вашей империи. 46

Еще в Письме о правилах российского стихотворства 1739, посланном из Германии вместе с одой На взятие Хотина, Ломоносов объяснял, что его продерзость обращение в Академию наук со своей одой только от усердная к отечеству и его слову любви происходит. 17 Литературную свою деятельность Ломоносов уже здесь рассматривал как служение отечеству, как свой патриотический долг. При этом Ломоносов очень трезво смотрел на общее положение литературных дел, выдвигая в качестве исходного пункта своих построений мысль о том, что наше стихотворство только лишь начинается. 18

Уже в этой первой своей литературной декларации Ломоносов каждое частное решение вопросов стихосложения

97

подчинял общей задаче созданию новой русской поэзии, новой литературы, выражающей средствами русского российского языка, который бодрости и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, 19 все богатство мыслей и чувств, порожденное развитием нации в послепетровскую эпоху.

Уже в это время Ломоносов отчетливо сознавал, что различия между российским и славянским языком сосредоточены главным образом в области морфологии и синтаксиса. Через несколько лет 1746, возражая Тредиаковскому, Ломоносов писал: . . . славянский язык от великороссийского ничем столько не разнится, как окончаниями речений. 20

Но ясно представляя себе все исторически возникшие отличия двух языков, Ломоносов понимал, как велика между ними лексическая близость, насколько доступна русскому

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика