Как один из примеров
устойчивого образа приводит В. П. Адрианова-Перетц метафору: смерть
князя затмение солнца,
и
многочисленные случаи ее употребления из церковных книг и русского
фольклора. Так,
например,
104
пишет
она, смерть русских
воевод померкшее солнце в плаче жен их в Задонщине: Се уже объема нам солнце
померкло в славном граде Москве, в Слове о житии и преставлении Дмитрия
Донского день смерти великого князя именуется день тми и мрака, когда аре
въсмутися
и земля трясашеся. 33 Далее
исследовательница приводит подобную метафору из поэзии конца XVII начала XVIII
в. :
Тов. ли
ты, мата, не знавши: Мене ради солнце померкла, И луна в кровь
претворился, Небо
и земля потрясемся.
У Ломоносова этот образ
появляется в описании смерти Петра Великого или Елизаветы:
Как в гроб
лице Петрово
скрылось, В сей день веселья солнце тмилось.
Ода
1743 г.
Безгласна видя
на одре
Защитника, отца, героя, Рыдали россы о Петре; Везде наполнен воздух воя, И
сетовали все места; Земля казался пуста: Взглянуть на небо не
сияет, Взглянуть на реки не текут.
На день
восшествия на престол
Елизаветы Петровны, 1761 г.
Сияй, о
новый год, прекрасно,
Сквозь густоту печальных туч: Прошло затмение ужасно, Умножь, умножь отрады
луч.
Петру Федоровичу,
1762 г.
Уподобление желанного и
высшего качества свету, печального или враждебного тьме3
В. П. Адрианова-Перетц
прослеживает во всей русской литературе начиная со Слова о полку Игореве вплоть
до Казанского летописца. У Ломоносова это одна из наиболее употребительных
метафор. Чаще всего он применяет ее в описании Елизаветинского переворота:
О утра час
благословенный, Дражайший нам златых веков О
вестник счастья вожделенный Для нас и будущих родов
105
Ты коль
валику дал отраду, Когда
открыл Петрову граду Избавльшия богини зрак Мы в скорбной темноте заснули, Но
в радости от сна воспрянули, Как ты ночной рассыпал мрак.
На день восшествия на престол
Елизаветы Петровны, 1746
г.