serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 65


У Фенелона:

La, pour couronner ma vie, La main dun Parque amie Filera mes plus beaux jours.

108

В одах Ломоносова 17411742 гг. можно проследить, как меняется их стилистический строй, как постепенно метафора и метафоризация становятся основными стилеобразующими элементами его поэтической манеры. Обе оды Иоанну Антоновичу написаны деловито-повествовательной манерой, без всякого стремления внести поэтическую образность в стилевую ткань оды. Антибироновская строфа в оде На день рождения Иоанна III выделяется среди других своей формой. Только в нее ввел Ломоносов смелый метафорический ряд, напоминающий оды его зрелой манеры:

Велит себя в неволю славить, Престол себе над звезды ставить, Превысить хочет вышнюю власть.

Здесь осуждение тирании Бирона невольно совпадает с осуждением той одической манеры, в которой осуществлялось это подневольное прославление всесильного временщика. Но уже в оде На прибытие Петра Федоровича 1742 Ломоносов начинает применять метафоры все чаще и чаще, хотя основным видом поэтической образности она у него еще не стала. Здесь у Ломоносова не одиночная метафора, а метафорический ряд, при помощи которого создается грандиозный поэтический образ, нерасчленимый логически и не представимый предметно:

Санкт-Петербург с каким желаньем

Тебя, надежду, зрит свою,

Не может и пространным зданьем

Вместить в себе утеху всю;

Но мелет вверх огни горищи,

И в самых облаках светящие.

Ах если б жарка мысль к тебе

Россиян всех могла открыться,

То б солнце и светила все

За светом тем не стали зреться.

В первых строках происходит своеобразная поэтическая реализация метафоры, ее как бы буквальное продолжение: всю утеху всю радость Санкт-Петербурга не могут вместить и его пространные здания. Во втором примере Ломоносов с необыкновенной поэтической смелостью, пропуская промежуточное звено, от жаркой мысли в значении горячей, пылкой непосредственно переключается на другие значения слова жаркий горячий, огненный, раскаленный, светящийся и жар мысли превращается у него в свет, превышающий своей яркостью и солнце и 109

все светила. В оде На прибытие Петра Федоровича он как бы пересчитывает синонимы этого ряда жар свет и, отбросив их, связывает обе метафоры в один ряд. Следующая стадия разработки связей и отношений между метафорами приводит его к очень важной поэтической находке, которая взамен синонимического ряда дает ему возможность соединить в сложный и прихотливый узор самые различные метафоры:

Взнесись превыше молний Муза, Как быстрый с Пиндаром орел; Гремящих арф ищи союза И в верх пари скорее стрел; Сладчайший нектар пей с Вазоном; Превысь Парнас высоким тоном.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Героя сериала «Лютер» телеканал BBC признал «недостаточно чернокожим»
Известный британский телесериал «Лютер» с чернокожим артистом в главной роли оказался недостаточно толерантным. К таком выводу пришли сотрудники BBC.
Сергей Жигунов безвозмездно передал права на героев саги «Гардемарины» Светлане Дружининой
Артист сделал обращение к Дружининой в Инстаграме. Он сообщил, что на безвозмездной основе передает режиссеру права на героев саги, чтобы у нее не возникло никаких препятствий при съемках пятой части.
Okko и «СберЗвук» назвали самые прослушиваемые музыкальные композиции россиян в 2021 году
Видеосервис Okko и аудиосервис СберЗвук выяснили, какие музыкальные классические композиции предпочитают слушать россияне в 2021 году. Исследование приурочено к Международному дню культуры. Целью было выяснить, какие исполнители классического направления нравятся россиянам.
Данила Козловский и «Росатом» показали для ликвидаторов аварии «Чернобыль»
Предпремьерный показ художественного фильма «Чернобыль», посвященного аварии 1986 года на Чернобыльской АЭС, крупнейшей катастрофе в истории атомной энергетики, был организован госкорпорацией «Росатом» совместно с российским режиссером и актером Данилой Козловским.
В России вышел фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом
В фильме снимались Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Марк Гэтисс и другие. Режиссерское кресло занял Флориан Зеллер, это его дебютный проект.
Семь человек претендуют на должность худрука Камчатского театра кукол
Завершился прием заявок на должность художественного руководителя Камчатского театра кукол, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на краевое министерство культуры. Творческие проекты представили 7 деятелей сферы культуры из Москвы, Санкт-Петербурга и Петропавловска-Камчатского.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика