serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 65


У Фенелона:

La, pour couronner ma vie, La main dun Parque amie Filera mes plus beaux jours.

108

В одах Ломоносова 17411742 гг. можно проследить, как меняется их стилистический строй, как постепенно метафора и метафоризация становятся основными стилеобразующими элементами его поэтической манеры. Обе оды Иоанну Антоновичу написаны деловито-повествовательной манерой, без всякого стремления внести поэтическую образность в стилевую ткань оды. Антибироновская строфа в оде На день рождения Иоанна III выделяется среди других своей формой. Только в нее ввел Ломоносов смелый метафорический ряд, напоминающий оды его зрелой манеры:

Велит себя в неволю славить, Престол себе над звезды ставить, Превысить хочет вышнюю власть.

Здесь осуждение тирании Бирона невольно совпадает с осуждением той одической манеры, в которой осуществлялось это подневольное прославление всесильного временщика. Но уже в оде На прибытие Петра Федоровича 1742 Ломоносов начинает применять метафоры все чаще и чаще, хотя основным видом поэтической образности она у него еще не стала. Здесь у Ломоносова не одиночная метафора, а метафорический ряд, при помощи которого создается грандиозный поэтический образ, нерасчленимый логически и не представимый предметно:

Санкт-Петербург с каким желаньем

Тебя, надежду, зрит свою,

Не может и пространным зданьем

Вместить в себе утеху всю;

Но мелет вверх огни горищи,

И в самых облаках светящие.

Ах если б жарка мысль к тебе

Россиян всех могла открыться,

То б солнце и светила все

За светом тем не стали зреться.

В первых строках происходит своеобразная поэтическая реализация метафоры, ее как бы буквальное продолжение: всю утеху всю радость Санкт-Петербурга не могут вместить и его пространные здания. Во втором примере Ломоносов с необыкновенной поэтической смелостью, пропуская промежуточное звено, от жаркой мысли в значении горячей, пылкой непосредственно переключается на другие значения слова жаркий горячий, огненный, раскаленный, светящийся и жар мысли превращается у него в свет, превышающий своей яркостью и солнце и 109

все светила. В оде На прибытие Петра Федоровича он как бы пересчитывает синонимы этого ряда жар свет и, отбросив их, связывает обе метафоры в один ряд. Следующая стадия разработки связей и отношений между метафорами приводит его к очень важной поэтической находке, которая взамен синонимического ряда дает ему возможность соединить в сложный и прихотливый узор самые различные метафоры:

Взнесись превыше молний Муза, Как быстрый с Пиндаром орел; Гремящих арф ищи союза И в верх пари скорее стрел; Сладчайший нектар пей с Вазоном; Превысь Парнас высоким тоном.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Трейлер фильма ужасов Джеймса Ганна «ГориЯрко» появился в Сети
В Сети появился трейлер фильма ужасов "ГориЯрко", продюсером которого является изгнанный с поста режиссера "Стражей Галактики 3" Джеймс Ганн. Сценарий к фильму написали Брайан Ганн и Марк Ганн, режиссером нового хоррора стал Дэвид Яровески.
Трейлер «Мстителей: Финал» побил рекорд по просмотрам
Всего за сутки трейлер четвертой части фантастической картины «Мстители: Финал» набрал рекордное количество просмотров за всё историю кино, собрав 289 миллионов. Информацией об этом студия Marvel поделилась на странице личного аккаунта в соцсети Twitter.
Владимир Этуш после болезни вернулся на сцену театра Вахтангова
Народный артист СССР, актер Владимир Этуш после болезни впервые вышел на сцену в театре имени Вахтангова, сообщает пресс-служба театра. Отмечается, что актер исполнил главную роль в спектакле «Бенефис».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика