У Фенелона:
La, pour
couronner ma vie, La main dun Parque amie Filera mes plus beaux jours.
108
В
одах Ломоносова 17411742 гг.
можно проследить, как меняется их стилистический строй, как постепенно
метафора и метафоризация становятся основными стилеобразующими элементами его
поэтической манеры. Обе оды Иоанну Антоновичу написаны
деловито-повествовательной манерой, без всякого стремления внести поэтическую
образность в стилевую ткань оды. Антибироновская строфа в оде На день рождения
Иоанна III выделяется среди других своей формой. Только в нее ввел Ломоносов
смелый метафорический ряд, напоминающий оды его зрелой манеры:
Велит себя в
неволю славить, Престол
себе над
звезды ставить,
Превысить хочет вышнюю власть.
Здесь осуждение
тирании Бирона
невольно совпадает с осуждением той одической манеры, в которой осуществлялось
это подневольное прославление всесильного временщика. Но уже в оде На прибытие
Петра Федоровича 1742 Ломоносов начинает применять метафоры все чаще и
чаще, хотя
основным видом поэтической образности она у него еще не стала. Здесь у
Ломоносова не одиночная метафора, а метафорический ряд, при помощи которого
создается грандиозный поэтический образ, нерасчленимый логически и не
представимый предметно:
Санкт-Петербург с
каким желаньем
Тебя, надежду, зрит свою,
Не может и пространным зданьем
Вместить в себе утеху всю;
Но мелет вверх
огни горищи,
И в самых облаках
светящие.
Ах если б жарка
мысль к тебе
Россиян всех
могла открыться,
То б солнце и светила все
За
светом тем не стали зреться.
В первых строках происходит
своеобразная поэтическая реализация метафоры, ее как бы буквальное
продолжение: всю утеху всю радость Санкт-Петербурга не могут вместить и его
пространные
здания. Во втором примере Ломоносов с необыкновенной поэтической
смелостью, пропуская
промежуточное звено, от жаркой мысли в значении горячей, пылкой
непосредственно переключается на другие значения слова
жаркий горячий, огненный, раскаленный,
светящийся и
жар мысли превращается у него в свет, превышающий своей яркостью и
солнце и 109
все светила. В оде
На
прибытие Петра Федоровича он как бы пересчитывает синонимы этого ряда жар свет
и, отбросив их, связывает обе метафоры в один ряд. Следующая стадия
разработки связей и отношений между метафорами приводит его к очень важной
поэтической находке, которая взамен синонимического ряда дает ему возможность
соединить в сложный и прихотливый узор самые различные метафоры:
Взнесись
превыше молний Муза, Как быстрый с
Пиндаром орел; Гремящих арф ищи союза И в верх пари скорее стрел; Сладчайший
нектар пей с Вазоном; Превысь Парнас высоким тоном.