serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 68


однозначных в идеале доказательств, для литературной теории и поэтической практики приобрела очень важное значение

113

проблема синонимики. Синоним находится как бы на стыке грамматики и поэтики. Решение ряда вопросов синонимики одинаково важно и для создания нормативной грамматики и для определения принципов поэтического словоупотребления.

Создатель французской синонимики аббат Жира совершенно в духе господствующего рационалистического отношения к слову считал синонимы различными понятиями. Насколько такое отношение к синонимам прочно утвердилось в литературном сознании всего XVIII столетия, видно из Опыта российского сословника Фонвизина, в котором сатирически используется именно эта утверждаемая принципиально несводимость синонимов: В конце концов синонимика, лингвистическая славянизм русизм или стилистическая, исключалась; недаром Фонвизин. . . с таким интересом и в Недоросле, и в специальной работе Опыт российского сословника занимался уточнением разделения смысла синонимов. . . Весь мир распадался на множество понятий, и каждое из них требовало условного знака слова. Атомизм миропонимания отражался в атомизме стиля. 47

У Ломоносова был особый интерес к синонимам. Его подготовительные материалы к Российской грамматике и к другим неосуществленным филологическим исследованиям содержат много синонимических наблюдений. Но Ломоносова синонимы интересуют не своей несводимостью, не различием значений, которыми преимущественно занималась синонимика XVIII в. Сохранившиеся в его записях синонимические ряды наглядное свидетельство того, что Ломоносов представлял себе каждый такой ряд как градацию выражений одного общего понятия, одной общей идеи, принимающей различные конкретные значения:

 

Печаль

Стезя

Кручина

Путь

Скука

Дорога

Тоска

Тропа

Грусть

След

Уныние

Проход

Скорбь

Ход48

 

Слова первого синонимического ряда расположены, хоть и не очень строго, в порядке возрастающей высокости,

114

во втором ряду этот способ размещения соблюден строже, но в обратном порядке.

Печаль, кручина, скука, тоска, скорбь встречаются в стихах Ломоносова. Уныния и грусти мы не обнаружили.

Красуйся в сей блаженный час, Как вдруг триумфы воссияли, Тем вящее озарили нас, Чем были мрачнее печали. . .

Ода 1761 г.

 

В толикой праведной печали Помненный их смущался путь. . .

Ода 1747 г.

В обоих примерах печаль употреблена очень близко к своему основному значению, как и скорбь в оде 1747 г. :

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика