К несносной
скорби наших душ, Завистливым отторжен
роком, Нас в плаче погрузил глубоком.
и тоска:
Оставшись
чувствую тоску
на сердце лету.
Демофонт, д. IV, ев. 7
Все это слова из числа тех, которые
Ломоносов считал вполне допустимыми для высокого и посредственного стиля. Что
же касается слов кручина и скука,
то первое
из них Ломоносов употребил в своем переводе оды Фенелона 1738, очень раннем
опыте:
Сладкой думой
без кручины Веселится голова.
А слово скука
Ломоносов нашел возможным
ввести в сатирическое стихотворение, да еще к тому же не предназначавшееся для
печати:
А
сими не присесть несносной скуки уху.
Искусные
певцы. . . , 1753
г.
Еще более ясен метод отбора
синонимов второго ряда. Из низких слов этого ряда совсем не встретилось нам в
стихах Ломоносова тропа, один раз нашлось дорога9 в ранней оде 1739
г. . Из высоких
один раз стезя
в переводе
оды Юнкера 1742 г. Зато слова след и особенно путь встречаются очень часто, по
нескольку раз в одной и
той же оде.
115
Ломоносов подходит к
синонимам
как поэт, для него различие между ними это прежде всего и главным образом
различия стилистические, эмоционально-поэтические. Тем самым создавалась
предпосылка
для установления общности, а не раздельности синонимов.
Слово как таковое, в своей
единичности, в представлении Ломоносова не является однозначным
понятием, допускающим
только одно-единственное, оправданное логикой употребление. Слово для
Ломоносова
одновременно и уже и шире понятия; шире потому, что оно входит в ряд близких,
подобных ему понятий; уже так как оно не вмещает в себя всех оттенков
значения данного понятия или идеи в основе синонимического ряда. Такое
понимание связи между синонимами данного понятия органически связано с
поэтической практикой самого Ломоносова.
Упрекая Ломоносова
в неточности
словоупотребления, Мерзляков в своем разборе оды 1747 г. отметил это
характерное для Ломоносова отношение к синонимам: . . . он начинает воззванием
к тишине, обогащающей народы и
царство. . . Если смею сделать свое замечание, то мне кажется, что слово
тишина не выражает всего того, что
хотел сказать поэт. Спокойствие, покой, тишина, безмолвие, благоденствие
суть идеи
частные, заключающиеся в общей идее мир, которая действительно и вполне
изображает мысль Ломоносова. 50 Мерзляков
имеет в виду первую строфу этой оды:
Царей и царств
земных отрада, Возлюбленная
тишина, Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна Вокруг тебя цветы пестреют И классы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою: