serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 69


К несносной скорби наших душ, Завистливым отторжен роком, Нас в плаче погрузил глубоком.

 

и тоска:

Оставшись чувствую тоску на сердце лету.

Демофонт, д. IV, ев. 7

 

Все это слова из числа тех, которые Ломоносов считал вполне допустимыми для высокого и посредственного стиля. Что же касается слов кручина и скука, то первое из них Ломоносов употребил в своем переводе оды Фенелона 1738, очень раннем опыте:

Сладкой думой без кручины Веселится голова.

А слово скука Ломоносов нашел возможным ввести в сатирическое стихотворение, да еще к тому же не предназначавшееся для печати:

А сими не присесть несносной скуки уху.

Искусные певцы. . . , 1753 г.

 

Еще более ясен метод отбора синонимов второго ряда. Из низких слов этого ряда совсем не встретилось нам в стихах Ломоносова тропа, один раз нашлось дорога9 в ранней оде 1739 г. . Из высоких один раз стезя в переводе оды Юнкера 1742 г. Зато слова след и особенно путь встречаются очень часто, по нескольку раз в одной и той же оде.

115

Ломоносов подходит к синонимам как поэт, для него различие между ними это прежде всего и главным образом различия стилистические, эмоционально-поэтические. Тем самым создавалась предпосылка для установления общности, а не раздельности синонимов.

Слово как таковое, в своей единичности, в представлении Ломоносова не является однозначным понятием, допускающим только одно-единственное, оправданное логикой употребление. Слово для Ломоносова одновременно и уже и шире понятия; шире потому, что оно входит в ряд близких, подобных ему понятий; уже так как оно не вмещает в себя всех оттенков значения данного понятия или идеи в основе синонимического ряда. Такое понимание связи между синонимами данного понятия органически связано с поэтической практикой самого Ломоносова.

Упрекая Ломоносова в неточности словоупотребления, Мерзляков в своем разборе оды 1747 г. отметил это характерное для Ломоносова отношение к синонимам: . . . он начинает воззванием к тишине, обогащающей народы и царство. . . Если смею сделать свое замечание, то мне кажется, что слово тишина не выражает всего того, что хотел сказать поэт. Спокойствие, покой, тишина, безмолвие, благоденствие суть идеи частные, заключающиеся в общей идее мир, которая действительно и вполне изображает мысль Ломоносова. 50 Мерзляков имеет в виду первую строфу этой оды:

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна Вокруг тебя цветы пестреют И классы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою:

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика