serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 71


Метафоризация поэтического стиля бесспорно отличительная черта Ломоносовской поэзии опирается на ощущение внутренних связей между подобными, сходными и по значению, и по форме словами.

Теорию разделения штилей как принцип иерархии литературных жанров изобрели задолго до Ломоносова. На ней основана была вся система церковного красноречия; Ломоносов узнал ее еще в Москве в Славяно-греко-латинской академии. Но Ломоносовская теория разделения штилей построена иначе, в ее основу положен чисто стилистический принцип синонимических рядов. Синонимы в ряду стезя . . . ход расположены в нисходящем порядке: от высокого чисто славянского слова стезя через слова, общие славянскому и русскому языкам путь, к словам уже чисто русским тропа и даже просторечным проход, ход. Для Ломоносова важны были стилистические потенции данного слова, а не его историческое происхождение. Он исходил из реальной судьбы слова в литературной и языковой трактовке и потому строил иерархию поэтических жанров в соответствии с данными синонимики.

Метафоры Ломоносова, как правило, это поэтический проход по смежным значениям одного синонимического ряда, который только в совокупности создает целостный поэтический образ:

Но, о прекрасная планета,

Любезное светило дней

Ты ныне чрез пределы света,

118

Простерши блеск твоих лучей, Спасенный север освещаешь.

На день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1746 г.

Свет как главная идея этих строк присутствует в разных формах светило свет освещаешь, непосредственно восходящих к единой грамматической основе или корню. Кроме того, с ней соотнесено слово блеск, в данном контексте также воспринимающееся как один из поэтических синонимов света. И даже слово планета от соседства со светилом в какой-то степени воспринимается как звезда, т. е. тоже как источник света.

Следует отметить, что в строке Ты ныне чрез пределы света Ломоносов сознательно играет на омонимической природе слова свет lux, mundus. Пределы света означают здесь границы мира, границы вселенной, но в то же время слово это не теряет и другого своего значения свет lux.

Ломоносов только в результате длительных поисков пришел к словесно тематическому построению оды. В ранних опытах ему не удавалось провести тематическую магистраль сквозь всю оду. Так, Оду на праздник рождения императора Иоанна III, 1741 года Ломоносов построил на уподоблении царственного младенца свету. Однако словесно это выражено только в начале и конце оды, да и то если включать и поэтические синонимы света блеск, луч:

Нагреты нежным воды югом, Струи полуденных теплы рек, Ликуйте светло друг пред другом: Златой начался снова век.

Строфа 1

 

Породы царской ветвь прекрасна Моя надежда, радость, свет, Счастливых дней Аврора ясна.

Строфа 2

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика