serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 74


В поздних одах Ломоносова тематическое единство осуществляется еще более сложным образом. Основная тема как будто уступает на время место другой, чтобы, соединившись с ней, снова двигаться вперед, но уже в новом качестве, обогащено.

Очень интересна и показательна как пример сложного ведения основной темы Ода, в которой ее величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Сорском селе, августа 27 дня 1750 года, напечатанная отдельным изданием в мае 1751 г. Всего в этой оде 23 строфы, что соответствует среднему объему Ломоносовских од. Внутри оды намечается четкое деление на три части. Первая из них строфы 13 это обращение, разговор поэта с самим собой и с музой, формулировка задания ей и тем самым определение тематического строя всей оды. Вторая часть строфы 414 монолог нимфы реки Славины, в котором восторженно описываются красоты дворцов и парков царской резиденции. В третьей и заключительной части оды строфы 1523 снова берет слово поэт, сам Ломоносов излагает свой взгляд на развитие наук и просвещения в России. Можно сказать, что вторая часть оды посвящена красоте, третья пользе, а первая, вступительная, дает как бы сжатое изложение всего содержания оды:

Какую радость ощущаю Куда я ныне восхищен Небесна пищу я вкушаю, На верх Олимпа вознесен

Здесь употребленное в прямом, предметном своем значении восхищен из второй строки поднят, вознесен в четвертой раскрывается метафорически: подъем, вознесение оказывается лишь иносказательным, переносным обозначением состояния поэтического наития, вдохновения и особой сосредоточенности. Вкушение небесной пищи, как и вознесение на Олимп перифрастические первое и

122

метафорически второе обозначают одно и то же приобщение поэта к миру божественного величия и красоты, к сфере действия высокой поэзии.

Следующие шесть строк первой строфы и вся вторая строфа как бы напоминают читателю или слушателю об адресате оды императрице Елизавете Петровне, при этом самая последовательность изложения сначала говорится о радости и восторге поэта, а затем о щедротах царицы к поэту создает впечатление, что именно эти щедроты, монаршая милость и являются причиной его поэта радостно-взволнованного состояния:

Божественно лице сияет Ко мне и сердце озаряет Блистающим лучам щедрот

 

Божественно лице здесь употреблено, конечно, не в прямом, конкретном своем значении; Ломоносов не объявляет Елизавету богиней ни в собственном смысле этого слова, ни в том значении, в котором он приравнивал к богу Петра Великого. Божественно обозначает в данном контексте одновременно и величие, великолепие царской власти, и красоту, воплощением которых оказывается Елизавета Петровна. Божественно лице сияет и красотой и добротой, проникающими озаряющими лучам в сердце поэта.

Красота хозяйки Сурского села соответствует и великолепие царской резиденции, ее парков и лесов:

Коль нежно Флоры здесь богатство Коль сродно воздуха приятство Богине красных сих высот

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Киностудия Warner Bros. выложила в Сеть начало новой экранизации «Mortal Kombat»
В Соединенных Штатах и на стриминговом сервисе картина выйдет 23 апреля. Киностудия Warner Bros. поделилась первыми минутами свежей экранизации видеоигры Mortal Kombat — в честь скорой премьеры фильма в США и на HBO Max. В российский прокат кинолента поступила 8 апреля.
Продюсер Роднянский назвал «Землю кочевников» главным претендентом на «Оскар»
Роднянский категорично заявил, что статуэтку в этом году возьмет лента "Земля кочевников" режиссера-дебютанта Хлои Чжан. Он уверен, что исполнительница главной роли Фрэнсис Макдорманд также станет "лучшей" среди актрис. "Лучшим международным фильмом", уточнил продюсер, станет "Еще по одной".
Актриса Оливия Колман может появиться во вселенной Marvel
Подчеркивается, что Оливия Колман ведет переговоры, чтобы сыграть в «Секретном вторжении». При этом Marvel не дал никаких комментариев насчет данной информации.
Фильм Гая Ричи «Гнев человеческий» показали в Петербурге до премьеры
Новый фильм режиссера Гая Ричи «Гнев человеческий» показали в Петербурге за несколько дней до официальной премьеры в России. Показ прошел в кинотеатре «Мираж Синема». «Гнев человеческий» — художественный фильм в жанре экшн-триллер, сценаристом и режиссером которого является Гай Ричи.
«Бэтмен против Супермена» Зака Снайдера мог называться «Son of Sun and Knight of Night»
Во время интервью для Justice Con Зак Снайдер вспомнил, что очень долго выбирал название для своего фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Он хотел добавить поэтичности, а студия Warner Bros. настаивала на обратном.
Режиссер «Серебряных коньков» Михаил Локшин снимет фильм по мотивам «Мастера и Маргариты»
Релиз ленты запланирован на конец 2022 года. Режиссёр фильма «Серебряные коньки» Михаил Локшин поставит киноленту «Воланд». Этот проект станет переосмыслением «Мастера и Маргариты».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика