serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 78


пучина, степи, а не обширные, пространные места и тому подобное. Здесь как бы намечены географические ландшафты России во всем их разнообразии степи, Уральские горы натр Рифейский, леса, моря.

Исследование этого необъятного океана явлений, величия и красоты природы соединяет в себе воедино труд трудами веки удивите и познание того, чего еще не видел свет, познание красоты и соразмерности законов, управляющих вселенной.

И далее каждая строфа отведена одной из наук, ее практическим возможностям, ее вкладу в созидание красоты, ее служению пользе.

Так, перечисляя в девятнадцатой строфе многочисленные сферы применения тех отраслей науки и техники, которые он называет механикой, Ломоносов на первом месте ставит воздвижение памятников:

Из гор иссечены колоссы, Механика, ты в честь возвысь Монархам, от которых россы Под солнцем славой вознеслись. . .

 

А уже вслед за этим прямым служением красоте он говорит о строительстве флота Наполни воды кораблями и соединительных судоходных систем моря соедини реками,

127

мелиоративных работ И рвами блата иссуши, усовершенствованиях артиллерийского оружия военные облегчи громады и заканчивает обращением к архитектуре, т. е. к такой области механики, где органически сливаются практическая повседневная польза, служение насущным материальным потребностям человека с воплощением в камне самых смелых представлений человека о красоте и гармонии.

В следующей строфе двадцатой эта идея синтеза пользы и красоты уже прямо названа как одна из двух основных задач химии. Первая из этих задач изучение и разработка природных богатств земного недра; вторая воссоздание соединенными силами науки и искусства преходящей, непрочной красоты в природе:

Спеши за хитрым естеством, Подобным облекаясь цветом, И что прекрасно токмо летом, Ты сделай вечно мастерством.

 

Последние строки содержат прямое указание на работу Ломоносова над получением цветного стекла для создания в России мозаичного искусства наиболее стойкого вида изображений.

Заключительная строфа своим обращением к музе возвращает оду к ее исходному пункту, к первой строфе. Но там были вопросы и ответы, нечто вроде неясно расчлененного диалога между поэтом и музой, вернее, разговора с самим собой. Здесь же монолог поэта, начатый в пятнадцатой строфе, только завершается:

А ты, возлюбленная лира, Правдивым счастьем веселись, К блистающим пределам мира Шумящим звоном вознесись, И возгласи, что нет на свете, Кто б равен был Елизавете Таким блистанием хвалы. Но что за громы ударяют Се глас мой звучно повторяют Земля, и ветры, и валы

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика