serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 81


одическое я Ломоносова существует только в мире высокого, в сфере героической поэзии, в планетарных и космических пространствах. В пределах конкретной тематики дидактических Письмо о пользе стекла, сатирических, эпических жанров ему тесно, его присутствие там было бы лишним.

131

Но ведь разговор с царями и властителями определен самим жанром оды В чем же здесь своеобразие Ломоносовской разработки одического я и его роли в композиции оды

Действительно, разговор, обращение к самодержцам есть и у одических поэтов, предшественников Ломоносова, и у его современников Феофана Прокоповича, Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова и др.

Но только Ломоносов сделал основой своей одической манеры эмоциональное отношение к истории и деятелям России, к ее современному положению и к ее прошлому. Вот это подчеркнутое эмоциональное отношение и составляет специфику, придает оригинальность поэтическому я Ломоносовских од.

Сила и мощь Ломоносовского поэтического я в его уверенности, что он вправе говорить от имени нации и выражать ее чувства. Поэтому Ломоносов свою поэзию считал выражением общего, а не индивидуального чувства:

Творец и царь небес безмерных, Источник лет, веков отец, Услышь глас россиян верных И чиста искренность сердец

Ода 1743 г.

Глас россиян верных, о котором говорится в этой строфе, это ведь и есть ода Ломоносова, вся посвященная подробному изложению того, чего ждет вместе со всеми россиянами поэт от наследника престола, носителя имени Петра.

Перейти от общего к частному и индивидуальному, от голоса нации к выражению индивидуальной страсти значило, по мнению Ломоносова, из мира вечных ценностей перейти в сферу эгоистических интересов сословий и людей, это значило превратить поэзию из силы, равновеликой государству, религии, истории, в забаву, игрушку, прихоть. Вот почему он так непримирим к лирике любви:

Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле Любовно мысли ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен; Героев славой вечной Я больше восхищен.

132

Такое самоограничение закономерно привело к тому, что стихия эмоционально-поэтического не стала всеопределяющим началом поэзии Ломоносова, а только равноправным ее элементом наряду с началами рационалистической логики, дидактики и морализма.

Поэтому несколько поколений поэтов 17701790-х годов видели в поэзии Ломоносова, в ее эстетике и принципах стиля только препятствия, а не опору в своих творческих исканиях. Понадобилась карамзинская антиломоносовская реформа для того, чтобы Ломоносов был оценен и понят как предтеча русской романтической лирики.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика