serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 81


одическое я Ломоносова существует только в мире высокого, в сфере героической поэзии, в планетарных и космических пространствах. В пределах конкретной тематики дидактических Письмо о пользе стекла, сатирических, эпических жанров ему тесно, его присутствие там было бы лишним.

131

Но ведь разговор с царями и властителями определен самим жанром оды В чем же здесь своеобразие Ломоносовской разработки одического я и его роли в композиции оды

Действительно, разговор, обращение к самодержцам есть и у одических поэтов, предшественников Ломоносова, и у его современников Феофана Прокоповича, Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова и др.

Но только Ломоносов сделал основой своей одической манеры эмоциональное отношение к истории и деятелям России, к ее современному положению и к ее прошлому. Вот это подчеркнутое эмоциональное отношение и составляет специфику, придает оригинальность поэтическому я Ломоносовских од.

Сила и мощь Ломоносовского поэтического я в его уверенности, что он вправе говорить от имени нации и выражать ее чувства. Поэтому Ломоносов свою поэзию считал выражением общего, а не индивидуального чувства:

Творец и царь небес безмерных, Источник лет, веков отец, Услышь глас россиян верных И чиста искренность сердец

Ода 1743 г.

Глас россиян верных, о котором говорится в этой строфе, это ведь и есть ода Ломоносова, вся посвященная подробному изложению того, чего ждет вместе со всеми россиянами поэт от наследника престола, носителя имени Петра.

Перейти от общего к частному и индивидуальному, от голоса нации к выражению индивидуальной страсти значило, по мнению Ломоносова, из мира вечных ценностей перейти в сферу эгоистических интересов сословий и людей, это значило превратить поэзию из силы, равновеликой государству, религии, истории, в забаву, игрушку, прихоть. Вот почему он так непримирим к лирике любви:

Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле Любовно мысли ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен; Героев славой вечной Я больше восхищен.

132

Такое самоограничение закономерно привело к тому, что стихия эмоционально-поэтического не стала всеопределяющим началом поэзии Ломоносова, а только равноправным ее элементом наряду с началами рационалистической логики, дидактики и морализма.

Поэтому несколько поколений поэтов 17701790-х годов видели в поэзии Ломоносова, в ее эстетике и принципах стиля только препятствия, а не опору в своих творческих исканиях. Понадобилась карамзинская антиломоносовская реформа для того, чтобы Ломоносов был оценен и понят как предтеча русской романтической лирики.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Сериал «Сверхъестественное» завершится после 15 сезона
Стало известно, что 15 сезон популярного американского сериала «Сверхъестественное» станет финальным для проекта.
Режиссер Юрий Мамин заявил об эмиграции в США
Как пишет издание, Мамин в середине марта вместе со своей женой и актрисой Людмилой Самохваловой уехал в США. «Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности», — заявил Мамин. Режиссер сообщил, что в России его имя внесено в так называемый список «пятой колонны».
Сергей Шнуров предложил разогнать Минкульт в России
Член общественного совета комитета Госдумы по культуре, лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров, принявший участие в мероприятии, заявил, что министерство культуры в России надо разогнать, пишет « Московский Комсомолец ».
На «Ленфильме» снимут лирическую комедию с участием Сергея Шнурова
Фильм снимает режиссер Стас Мареев. Также подтверждено участие в съемках Семена Стругачева. Потенциальными кандидатами на роли ранее назывались Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова, Анастасия Мельникова, певица Манижа.
Netflix снимет современную версию «Трех мушкетеров»
Подробностей нет, известно лишь, что история д’Артаньяна и трех мушкетеров будет сделана в духе «Миссия: невыполнима». Продюсерами станут Эрик Ньюман и Брайан Унклесс из компании Screen Arcade, сделавшие для Netflix «Яркость» с Уиллом Смитом, а также Скотт Глассголд.
Журналистскую премию «Золотое перо» вручили в Петербурге
Как передал корреспондент "Интерфакса" с церемонии, Гран-при "Журналист года" взяла корреспондент издания "Новая газета в Петербурге" Ирина Тумакова, в номинации "Расследование" победила её коллега Светлана Зобова, в новой номинации конкурса "Новые медиа" победили журналисты Мария Карпенко и Ксения Клочкова за телеграм-канал "Ротонда".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика