serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 82


Глава IV

 

ВЫСОКИЕ ВЫМЫСЛЫ

 

1

 

Основное определение творческого процесса у Ломоносова это душевный подъем, восторг, или, говоря его словами, восхищение. В Ломоносовских одах метафора поэтического восторга реализуется в образах движения по вертикали, пронизывающего собою всю оду, от начала до конца.

С метафоры поэтического вдохновения, восторга, подъема начинается почти каждая из Ломоносовских од:

Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верх горы высокой. . .

Ода 1739 г.

И далее эта метафорически начатая тема подъема, взлета на Парнас реализуется в следующей строфе, где точка зрения поэта меняется из-за перемещения от земной поверхности на высоты поэзии:

Не Панд ли под ногами зрю Я слышу чистых систр музыку Пермесским жаром я горю, Теку поспешно к оных лику.

 

Пребывание среди муз чистых систр сообщает зрению поэта особенную зоркость, делает его способным смотреть с высоты, где музы ему говорят:

Через степь и горы взор простри И дух свой к тем странам впери, Где всходит день по темной ночи.

134

В других одах этот подъем поэта служит более широким целям, используется не так утилитарно. В оде На прибытие Елизаветы Петровны в Санкт-Петербург, 1742 то, что видит поэт, взлетев превыше молний и превысив Парнас высоким тоном, гораздо разнообразнее: это и отверстый Олимп, и вся тварь, и Ветхий деньги и уже в последнюю очередь пламень войны со шведами в Финляндии.

В оде 1750 г. эта метафора поэтического энтузиазма, подъема проходит сквозь всю оду с первой и до последней строфы.

Тема высоты звучит в ней в самых разнообразных вариациях:

 

Какую радость ощущаю Куда я ныне восхищен Небесна пищу я вкушаю, На верх Олимпа вознесен

Строфа 1

Уже и купно со денницей

Великолепной колесницей

В безоблачных странах несусь

Строфа 2

 

Ты, муза, лиру прими,

И, чтоб услышала вселена,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Кинокритик: В Каннах картина Звягинцева обогнала даже фильм Ханеке
Главные премьеры юбилейного Каннского кинофестиваля, который проходит на Лазурном берегу Франции в 70-й раз уже состоялись. Специальный корреспондент НСН в Каннах, кинокритик Марина Латышева рассказала о самых интересных из них, а также главных ожиданиях от последних дней фестивальных показов.
В рейтинге кинокритиков Каннского фестиваля лидирует российский фильм
Лента «Нелюбовь» Андрея Звягинцева лидирует в конкурсе международного Каннского кинофестиваля согласно рейтингу критиков. Фильм о супружеской паре, у которой в разгар тяжелого развода исчезает 12-летний сына Алёша, набрал 3,2 балла, пишет журнал Screen.
Найк Борзов раскрыл тайну своего хобби
Известный рок-музыкант Найк Борзов признался в том, что давно увлекается живописью и пишет картины. Как сообщают СМИ, Борзов заявил, что часто бывает на выставках картин, а с помощью рисования пытается расслабиться и отрешиться от происходящего.
В Москве открывается выставка Антонио Гауди
В московском Музее современного искусства открывается выставка известного испанского архитектора Антонио Гауди.
В третьем сезоне «Твин Пикс» ушел от оригинального сериала 1990-х
«Твин Пикс» был вывернутой наизнанку мыльной оперой, сложным, детально продуманным миром, где каждый персонаж имел свою историю и почти каждый – двойное дно: не только совы были не тем, чем казались.
Верка Сердючка рассказала о выступлениях перед российскими политиками
Украинский артист Андрей Данилко, известный под псевдонимом Верка Сердючка, заявил, что продолжает выступать в России. В ходе разговора с украинскими журналистами Данилко рассказал, что его постоянно приглашают на российские корпоративы.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика