Глава IV
ВЫСОКИЕ
ВЫМЫСЛЫ
1
Основное определение
творческого процесса у Ломоносова это душевный подъем, восторг, или, говоря
его словами, восхищение. В Ломоносовских одах метафора поэтического восторга
реализуется в образах движения по вертикали, пронизывающего собою всю оду, от
начала до конца.
С метафоры поэтического
вдохновения, восторга, подъема начинается почти каждая из Ломоносовских
од:
Восторг
внезапный ум пленил, Ведет на верх горы высокой. . .
Ода 1739 г.
И далее эта метафорически начатая
тема подъема, взлета на Парнас реализуется в следующей строфе, где точка
зрения поэта меняется из-за перемещения от земной поверхности на высоты
поэзии:
Не Панд ли под
ногами зрю Я слышу чистых систр музыку Пермесским
жаром я горю, Теку поспешно к оных лику.
Пребывание среди муз
чистых систр
сообщает зрению поэта особенную зоркость, делает его способным смотреть с
высоты,
где музы ему говорят:
Через степь и
горы взор
простри И
дух свой к тем странам впери, Где всходит день по темной ночи.
134
В других одах этот
подъем
поэта служит более широким целям, используется не так утилитарно. В оде На
прибытие Елизаветы Петровны в Санкт-Петербург, 1742 то, что видит
поэт, взлетев
превыше молний и превысив Парнас высоким тоном, гораздо разнообразнее: это и
отверстый
Олимп, и вся тварь, и Ветхий деньги и уже в последнюю очередь пламень войны
со шведами в Финляндии.
В
оде 1750 г. эта метафора
поэтического энтузиазма, подъема проходит сквозь всю оду с первой и до
последней строфы.
Тема
высоты звучит в ней в самых разнообразных вариациях:
Какую радость
ощущаю Куда я
ныне восхищен Небесна пищу я вкушаю, На верх Олимпа вознесен
Строфа 1
Уже и
купно со денницей
Великолепной
колесницей
В безоблачных
странах несусь
Строфа 2
Ты, муза, лиру прими,
И, чтоб услышала
вселена,