Коль жизнь
науки здесь блаженна,
Возникни, вознесись,
греми.
Строфа 3
Великой в похвалу
богине Я воды обращу к вершине; Кречет и к небу устремлю.
Строфа 10
Как если
зданием прекрасным Умножить должно звезд число; Созвездием являться ясным
Достойно Сурское село.
Строфа 12
Великолепными
верхами Восходят храмы к небесам. . .
Строфа 14
О коль правдиво возвышает
Монархиня, сей нимфы глас
Строфа 15
Восток и Запад
наполняет Хвалой
твоей и возвышает
Твои
щедроты выше
звезд.
Строфа 17
135
Пройдите землю и
пучину
И саму высоту небес.
Строфа 18
В
небесны, Урания, круги Возвысив посреди лучей Елизаветины
заслуги. Чтоб таимо в вечна славу ей Сияла новая планета.
Строфа 21
Заканчивается
ода повторением призыва к музе, т. е. к себе самому:
А
ты, возлюбленная лира, Правдивым
счастьем веселись, К блистающим пределам мира Шумящим звоном вознесись.
В Риторике 1748 Ломоносов
определяет восхищение как одну из риторических фигур, усиливающих
напряженность эмоционального состояния поэта наряду с
желанием, молением, возвышением,
восклицанием и др. К фигуре восхищения он приводит наибольшее количество
примеров, и
главным образом из собственных од. Он пишет: Восхищение есть когда сочинитель
представляет себя как изумлена в мечтании, происходящем от весьма
великого, нечаянного
или страшного и чрезъестественного дела. Сия фигура совокупляется почти всегда
с вымыслом и больше употребительна у стихотворцев. . . . Как
видно из заключительного уточнения, эту фигуру Ломоносов считает собственно
поэтической.