serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 87


двуединый процесс. Расширение области употребления этого стиха движение центробежное, так сказать, и противоположное ему, центростремительное поиски сферы собственно поэтической, отделенной от безбрежного моря стихотворческих упражнений своей особой эстетической природой. Отголосок представления о том, что стиховая форма безразлична к своему содержанию, звучит даже в начальных параграфах Риторики Ломоносова, 8 хотя дальнейшее изложение и особенно поэтические примеры опровергают возможность такого отождествления.

До 1730-х годов, до Кантемира и Тредиаковского, стихотворная форма проникает всюду: стихами пишутся словари, календари, стихи вкрапливаются в самые различные практические руководства. Мнемоническое превосходство стиха над прозой было быстро усвоено, и оно-то и определило такую широту вторжения стиховой формы во все виды практической и прикладной прозы. 9 Даже в

141

творчестве Сименона Полоцкого наряду с поэтически выполненными переложениями псалмов существуют все виды формально стиховых произведений, но прозаических по цели и материалу.

Но уже Кантемир и Тредиаковский сознательно разграничивают сферы поэзии и прозы в новой русской литературе. В теоретических работах на рубеже 17401750-х годов отделение стихов от поэзии признается одной из главных задач всей литературы. В заключение Нового и краткого способа к сложению российских стихов 1735 Тредиаковский привел в своем переводе слова Бухало, который написал сердятся на слагателей стихов своего народа, которые не знали в том ни складу ни ладу, и которые думали Буде в конце одной строки напишут, например, лавку, а в конце другая приведут счастливо булавку, что стихи слагали. . .

 

Не могу сего терпеть, кто еще не к стати

В рифму строки приводя, мнит стихи слагали

 

В статье Мнение о начале поэзии и стихов вообще 1752 Тредиаковский дал уже философски обоснованное определение разницы между стихом и поэзией: . . . Прямое понятие о поэзии есть не то, чтоб стихи составлять, но чтоб творить, вымышлять и подражать. Творение есть расположение вещей после оных избрания: вымышление есть изобретение возможностей, то есть не такое представление деяний, каковы они сами в себе, но как они быть могут или долженствуют; а подражание есть следование во всем естеству описанием вещей и дел по вероятности и подобно правде. Всяк видит, что стих есть все не то: творение, вымышление и подражание есть душа и жизнь поэмы, но стих есть язык оная. Поэзия есть внутреннее в тех трех, а стих токмо наружное.

Здесь критерием для Тредиаковского служит основное эстетическое положение классицизма, заимствованное его теоретиками у Аристотеля: поэзия понимается как искусство, как сочетание работы творческого воображения и подражания естеству природе. За пятнадцать лет, отделяющих одну попытку Тредиаковского разграничить

142

поэзию и стихотворство от вышеприведенного его же основательного рассуждения, в русской литературе прозвучали энергически высказанные суждения Сумарокова, сделавшего мысль о противоположности между поэзией и стихотворством одной из основных идей своей Эпистолы о стихотворстве 1747:

Нельзя, чтоб тот себя письмом своим прославил, Кто грамматических не знает свойств и правил И, правильно письма не смысля сочинить, Захочет вдруг творцом и стихотворцем быть. Он только лишь слова на рифму прибирает, Но оплетенный вздор стихами называет.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • 1army
    интернет- магазин одежды
    1army.ru
«Детское Евровидение» пройдет в Кракове
Польша получила право принимать конкурс после победы в 2018 году 13-летней представительницы Польши Роксаны Вегель с песней "Anyone I Want To Be". "Детское Евровидение" пройдет в Польше впервые.
Софи Тернер запрещали мыть голову во время съемок «Игры престолов»
Во время съемок восьмого сезона Тернер носила парик, что существенно облегчило ее работу над сериалом. «Игра престолов» выйдет в эфир HBO 14 апреля.
Мультсериал «Маша и Медведь» попал в Книгу рекордов Гиннесса
Эпизод архипопулярного российского анимационного сериала "Маша и Медведь" "Маша плюс каша", давно показывающий впечатляющие результаты, окончательно закрепил за собой звание чемпиона, войдя в Книгу рекордов Гиннесса как самый просматриваемый анимационный ролик на YouTube.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика