serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 89


Здесь Ломоносов под чувствительным понимает нечто воспринимаемое чувствами, видимое, так как нечувствительное у него означает невидимое, чувствами не воспринимаемое, чувственному представлению недоступное.

Вымыслам в Риторике 1748 Ломоносов отвел особую главу 148163, он был убежден, что они особливо в стихотворстве имеют великую силу и могут по справедливости душою высокого стиха называться, что в славных стихотворцах ясно видеть можно 150.

Вымыслы в Ломоносовской классификации приемов изобразительности объединяют разнообразную группу художественных явлений, общее свойство которых то, что их на свете не бывало. 17 Вымысел у Ломоносова противостоит истории, фантазия, выдумка действительному факту. Это смешение разнородных явлений видно из того перечисления литературных произведений, которые Ломоносов объединяет в категории чистых вымыслов: Сюда надлежит из древних авторов Эзоповы притчи, Апулеева басня о золотом Осло, Петрониев Сатириков, Лукиновы Разговоры; из новых Барклаев Арсенида, Гулливерово путешествие по неизвестным государствам и большая часть Эразмовых Разговоров. Этот список, с точки зрения Ломоносова, объединяет общая природа вымышленности событий и персонажей, порожденных только фантазией автора, а не почерпнутых из истории. От таких чистых вымыслов Ломоносов отличает смешанные, которые состоят отчасти из правдивых, отчасти из вымышленных действий, содержащих в себе похвалу славных мужей или какие знатные, в свете бывающие приключения, с которыми соединено бывает нравоучение. Таковы суть: Гомерова Илиада и Одиссея, Виргилиева Энеида, Овидиев Превращения и из новых Странствование Телемакова, Фенелонов сочиненное. 18

В этом разделении нет характерной для Ломоносова-теоретика ясности мысли и последовательности в ее применении. Почему Арсенида Барклая попадает в чистые вымыслы и рассматривается как сплошная выдумка, а Приключения Телемака Фенелона отнесены к вымыслам

145

смешанным, состоящим отчасти из правдивых, отчасти вымышленных действий Почему в Сатириконе Петронис больше вымысла, чем в Превращениях Овидия

Ломоносов объединил в категории вымысла совершенно несходные и различные по самой своей природе понятия: вымысел как создание поэтических образов вообще, как работу поэтического воображения и вымысел как чудесное.

В первой Риторике 1743 он употребил вымысел только в смысле и значении чудесного. Он писал 112: Вымысел есть чрезъестественное изображение предлагаемой материи, что бывает следующими образы:

1 Когда какая вещь представляется под другим видом. Так, у Овидия представлен северный втер под видом старого, крылатого и на облаках летящего мужа. . . Также стараться должно, чтобы вымышленного изображения части, действия и обстоятельства имели некоторые свойства тоя вещи, которая под оными представляется, с вымышленными смешанные, например:

Уже златой денницы перст Завесу света вскрыл с звездами; С востока скачет по ста верст, Пуская искры конь ноздрями. Лицом сияет Феб на том, Он пламенным встряхнул верхом, Преславну видя вещь, дивится.

Ода 1739 г.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика