Здесь Ломоносов под
чувствительным
понимает нечто воспринимаемое чувствами, видимое, так как нечувствительное у
него означает невидимое, чувствами не воспринимаемое, чувственному
представлению недоступное.
Вымыслам в Риторике 1748
Ломоносов отвел особую главу 148163, он был убежден, что они особливо в
стихотворстве имеют великую силу и могут по справедливости душою высокого стиха
называться, что
в славных стихотворцах ясно видеть можно 150.
Вымыслы в Ломоносовской
классификации приемов изобразительности объединяют разнообразную группу
художественных явлений, общее свойство которых то, что их на свете не бывало.
17 Вымысел у Ломоносова
противостоит истории, фантазия, выдумка действительному факту. Это смешение
разнородных явлений видно из того перечисления литературных
произведений, которые
Ломоносов объединяет в категории чистых вымыслов: Сюда надлежит из древних
авторов Эзоповы притчи, Апулеева басня о золотом Осло, Петрониев
Сатириков, Лукиновы
Разговоры; из новых Барклаев Арсенида, Гулливерово путешествие по
неизвестным государствам и большая часть Эразмовых Разговоров. Этот список, с
точки зрения Ломоносова, объединяет общая природа вымышленности событий и
персонажей, порожденных
только фантазией автора, а не почерпнутых из истории. От таких чистых
вымыслов Ломоносов отличает смешанные, которые состоят отчасти из
правдивых, отчасти
из вымышленных действий, содержащих в себе похвалу славных мужей или какие
знатные, в свете бывающие приключения, с которыми соединено бывает
нравоучение. Таковы суть: Гомерова Илиада и Одиссея, Виргилиева
Энеида, Овидиев
Превращения и из новых Странствование Телемакова, Фенелонов сочиненное.
18
В этом разделении нет
характерной для Ломоносова-теоретика ясности мысли и последовательности в ее
применении. Почему Арсенида Барклая попадает в чистые вымыслы и
рассматривается как сплошная выдумка, а Приключения Телемака Фенелона отнесены
к вымыслам
145
смешанным, состоящим отчасти
из правдивых, отчасти вымышленных действий Почему в Сатириконе Петронис больше
вымысла, чем в Превращениях Овидия
Ломоносов объединил
в
категории вымысла совершенно несходные и различные по самой своей природе
понятия: вымысел
как
создание поэтических образов вообще, как работу поэтического воображения и
вымысел как чудесное.
В первой Риторике
1743 он употребил
вымысел только в смысле и значении чудесного. Он писал 112: Вымысел есть
чрезъестественное
изображение предлагаемой материи, что бывает следующими образы:
1 Когда какая вещь
представляется под другим видом. Так, у Овидия представлен северный втер под
видом старого, крылатого и на облаках летящего мужа. . . Также стараться
должно, чтобы вымышленного изображения
части, действия и обстоятельства имели некоторые свойства тоя вещи, которая
под оными представляется, с вымышленными смешанные, например:
Уже златой
денницы перст Завесу
света вскрыл с звездами; С востока скачет по ста верст, Пуская искры конь
ноздрями. Лицом сияет Феб на том, Он пламенным встряхнул верхом, Преславну
видя вещь, дивится.
Ода 1739 г.