2 Когда
предлагаемая персона
или вещь представляется на чрезъестественном месте, н. п. :
Я деву в
солнце зрю стояща, Рукою
отрока держащую И купно всю Россию с ним. Украшена везде звездами, Разит
Перуном
вниз своим, Гоня противности с бедами.
На прибытие
Петра Федоровича,
1742 г.
3 Когда действие из одного
времени в другое перенесено будет. Так говорит Андромаха о убиенном своем
Гекторе у Сенеки: Уже рукою меч заносит и в греческий флот бросает сильный
пламень; греки, не зрите вы Гектора Или одна я вижу. 146
4 Когда
предлагаемая вещь
чрезвычайно велика или мала представлена будет. Таким образом представил
Лукреций суеверие древних поганских народов: Жизнь человеческая бесчестно на
земли лежала попрана тяжким суеверием, которое, главу свою от небес
показу, ужасным
взглядом на смертных взирало.
В
этом определении и особенно
в примерах еще очень много формально-риторического, отдающего московской
академической выучкой и традициями церковного красноречия. Ломоносов еще не
преодолел представления о вымысле как украшении, как орнаментальном элементе
риторического построения. За те несколько лет, которые отделяют первую
Риторику
от второй в поэтическом самосознании Ломоносова многое уточнилось под влиянием
его собственной творческой практики, с одной стороны, и литературного
движения эпохи с другой.
3
Формулировки и примеры главы О
вымыслах во второй Риторике соотносятся самым непосредственным образом с одним
из важнейших литературных споров немецкой литературы 1740-х годов с борьбой
Готшеда
и швейцарцев Бодмера и Брейтингера по вопросу о допустимости чудесного в поэзии.
Европейский классицизм на просветительской стадии своего развития, после
Бухало,
как правило, решительно отвергал чудесное или допускал его в виде
аллегорий, как
в Генриаде Вольтера, где действуют олицетворенные Раздор, Ненависть и пр. Уже
Бухало видел в мифологии только источник изящных символов, поэтических фикций,
которые разум постигает, не веря в них. Поэтому Бухало принципиально
противопоставлял чудеса античной мифологии чудесам христианской
религии, которые,
по его мнению, непригодны для изображения в поэзии, потому что они непонятны
с точки зрения разума, а только понятное может быть объектом поэзии. 19
147
Бухало категорически отвергал
превращение персонажей христианской религии в героев поэзии:
Неправы те из
нас, кто гонит
из стихов Мифологических героев и богов, Считая правильным, разумным и
приличным, Чтоб уподобился Господь богам античным
Зачем изображать
прилежно
Сатану,
Что с
Провидением всегда ведет
войну
И, бросив тень
свою на путь
героя славный,
С
Творцом вступает в спор, как будто с равным равный2