serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 95


мифологичен и связь с правдой выражена только соразмерностью его действий с его величиной: дуб заменяет ему посох, море в глубоком месте едва достает ему до бедер и т. д. У Камоэнса уже не сверхъестественно увеличенное человекоподобное существо, а сравнение, хотя и очень развернутое, метафоризированное и психологизированное, мыса Доброй Надежды с враждебным мореплавателям

154

злобным гигантом. Переведя phantome своего оригинала словом мечтание, Ломоносов как бы мотивировал возможность всего дальнейшего развития образа злого гиганта.

Наконец, собственный Ломоносовский образ злобного исполина связан с грандиозными явлениями природы. Он сравнивается с вулканом, как у Камоэнса, но переведен в другую сферу идей, мотивирован историей и политикой, символически воспроизводит доелизаветинскую власть в России. Тут таилась опасность сбиться на простую аллегорию. Ломоносов эту опасность преодолевает успешно. Его исполин приобретает необходимую поэтическую выразительность, так как ему приданы нужные и правдоподобные при всем своем гиперболизме в данных условиях ужасные действия и свойства. Его голос рев возмущает, т. е. подымает волнение морских бездн, поднимает или передвигает холмы, покрытые лесом бугры, швыряет их за облака в твердь. Все это развитие образа венчается сравнением мгла дыма из его рта с дымящимся вулканом.

Наряду с увеличением Ломоносов принял и разработал прием 161 приложения с места на место или одного времени в другое. 32

В своих стихах он нашел такой пример перемещения с места на место:

 

Но спешно толь куда восходит Внезапно мой плененный взор Видение мой взор возводит Превыше Фессалийских гор Я деву в солнце зрю стояща, Рукою отрока держащую И все страны полночно с ним.

На прибытие Петра Федоровича,

1742 г.

Как пример переноса из одного времени в другое Ломоносов привел стихи из Сенеки, в которых Андромаха мечтает33 себе Гектора как живого:

Расторгни смертные узы, Гектор, Раздвинь земное недра, Карай Уилкса,

Одна твоя к тому довольна тень. Оружием гремит

И на архейский флот бросает хищный пламень

155

Из своих од Ломоносов взял пример другого поэтического вымысла, когда прошедшее время относится в настоящее и изображается под видом места, например:

Сквозь тучи бывшая печали, Что лютый рок на нас навел, Как горы о Петре рыдали, И Пинт в брегах своих ревел, Сквозь страшны россам перемены Сквозь прах, войнами возмущенный, Я вижу тот пресветлый час. Там вкруг младой Елизаветы Сияют счастливы планеты.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Алексей Герман-младший поддержал квотирование российского кино
Алексей Герман-мл. признался, что не во всем согласен с министром культуры РФ Владимиром Мединским, но поддерживает его предложение о квотировании отечественного кино: надо закрывать рынок, пускать в российский прокат не более трех десятков американских фильмов в год, и отдавать больше сеансов российским лентам.
В День музыки в Москве бесплатно покажут классику советского кино
Сразу восемь известных и любимых зрителями кинолент советского периода смогут посмотреть жители Москвы в Международный день музыки.
Посмертная выставка Виталия Воловича открылась в Екатеринбурге
В столице Свердловской области открылась выставка, посвящённая творчеству советского и российского художника Виталия Воловича, на которой представлены 34 работы мастера.
Александра Ревву обвиняют в воровстве песни «Чика»
Резидента Comedy Club Александра Ревву обвиняют в воровстве песни "Чика". Иск в Никулинский суд Москвы подал житель Сочи Руслан Кагарманов.
Хоррор «Проклятие монахини» возглавил российский прокат
Американский фильм ужасов «Проклятие монахини» возглавил российский прокат по результатам уикенда с четверга по воскресенье, сообщается на портале kinobusiness.com.
Ежегодная Маргаритинская ярмарка подходит к концу
Кроме самой ярмарки, есть и деловая программа.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика