мифологичен и связь с правдой выражена
только соразмерностью его действий с его величиной: дуб заменяет ему
посох, море
в глубоком месте едва достает ему до бедер и т. д. У Камоэнса уже не
сверхъестественно увеличенное человекоподобное существо, а сравнение, хотя и
очень развернутое, метафоризированное и психологизированное, мыса Доброй
Надежды с враждебным мореплавателям
154
злобным
гигантом. Переведя phantome своего оригинала словом мечтание, Ломоносов как бы
мотивировал
возможность всего дальнейшего развития образа злого гиганта.
Наконец, собственный Ломоносовский
образ злобного исполина связан с грандиозными явлениями природы. Он
сравнивается с вулканом, как у Камоэнса, но переведен в другую сферу
идей, мотивирован
историей и политикой, символически воспроизводит доелизаветинскую власть в
России. Тут таилась опасность сбиться на простую аллегорию. Ломоносов эту
опасность преодолевает успешно. Его исполин приобретает необходимую
поэтическую выразительность, так как ему приданы нужные и правдоподобные при
всем своем гиперболизме в данных условиях ужасные действия и свойства. Его
голос рев возмущает, т. е. подымает волнение морских бездн, поднимает или
передвигает холмы, покрытые лесом бугры, швыряет их за облака в твердь. Все
это развитие образа венчается сравнением мгла дыма из его рта с дымящимся
вулканом.
Наряду с увеличением Ломоносов
принял и разработал прием 161 приложения с места на место или одного времени в
другое. 32
В
своих стихах он нашел такой пример перемещения с места на место:
Но спешно
толь куда восходит Внезапно мой плененный
взор Видение мой взор возводит Превыше Фессалийских гор Я деву в солнце зрю
стояща, Рукою
отрока держащую И все страны полночно с ним.
На
прибытие Петра Федоровича,
1742 г.
Как пример переноса из одного
времени в другое Ломоносов привел стихи из Сенеки, в которых Андромаха
мечтает33 себе Гектора
как живого:
Расторгни
смертные узы, Гектор,
Раздвинь земное недра, Карай Уилкса,
Одна твоя к
тому довольна тень.
Оружием гремит
И на архейский
флот бросает
хищный пламень
155
Из своих од
Ломоносов взял
пример другого поэтического вымысла, когда прошедшее время относится в
настоящее и изображается под видом места, например:
Сквозь тучи
бывшая печали, Что
лютый рок на нас навел, Как горы о Петре рыдали, И Пинт в брегах своих ревел,
Сквозь страшны россам перемены Сквозь прах, войнами возмущенный, Я вижу тот
пресветлый час. Там вкруг младой Елизаветы Сияют счастливы планеты.