serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 95


мифологичен и связь с правдой выражена только соразмерностью его действий с его величиной: дуб заменяет ему посох, море в глубоком месте едва достает ему до бедер и т. д. У Камоэнса уже не сверхъестественно увеличенное человекоподобное существо, а сравнение, хотя и очень развернутое, метафоризированное и психологизированное, мыса Доброй Надежды с враждебным мореплавателям

154

злобным гигантом. Переведя phantome своего оригинала словом мечтание, Ломоносов как бы мотивировал возможность всего дальнейшего развития образа злого гиганта.

Наконец, собственный Ломоносовский образ злобного исполина связан с грандиозными явлениями природы. Он сравнивается с вулканом, как у Камоэнса, но переведен в другую сферу идей, мотивирован историей и политикой, символически воспроизводит доелизаветинскую власть в России. Тут таилась опасность сбиться на простую аллегорию. Ломоносов эту опасность преодолевает успешно. Его исполин приобретает необходимую поэтическую выразительность, так как ему приданы нужные и правдоподобные при всем своем гиперболизме в данных условиях ужасные действия и свойства. Его голос рев возмущает, т. е. подымает волнение морских бездн, поднимает или передвигает холмы, покрытые лесом бугры, швыряет их за облака в твердь. Все это развитие образа венчается сравнением мгла дыма из его рта с дымящимся вулканом.

Наряду с увеличением Ломоносов принял и разработал прием 161 приложения с места на место или одного времени в другое. 32

В своих стихах он нашел такой пример перемещения с места на место:

 

Но спешно толь куда восходит Внезапно мой плененный взор Видение мой взор возводит Превыше Фессалийских гор Я деву в солнце зрю стояща, Рукою отрока держащую И все страны полночно с ним.

На прибытие Петра Федоровича,

1742 г.

Как пример переноса из одного времени в другое Ломоносов привел стихи из Сенеки, в которых Андромаха мечтает33 себе Гектора как живого:

Расторгни смертные узы, Гектор, Раздвинь земное недра, Карай Уилкса,

Одна твоя к тому довольна тень. Оружием гремит

И на архейский флот бросает хищный пламень

155

Из своих од Ломоносов взял пример другого поэтического вымысла, когда прошедшее время относится в настоящее и изображается под видом места, например:

Сквозь тучи бывшая печали, Что лютый рок на нас навел, Как горы о Петре рыдали, И Пинт в брегах своих ревел, Сквозь страшны россам перемены Сквозь прах, войнами возмущенный, Я вижу тот пресветлый час. Там вкруг младой Елизаветы Сияют счастливы планеты.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Ушла из жизни художница по костюмам «Ленфильма» Галина Деева
Галина Деева, разработавшая костюмы для артистов десятков советских кинокартин, скончалась в Петербурге на 80 году жизни.
Итоги уикенда с 15 по 18 февраля: «Лёд» ставит рекорды
Первое место в ТОП-10 проката России и СНГ по итогам уикенда с 15 по 18 февраля 2018 года занимает музыкальная мелодрама «Лёд» от WDSSPR, с Аглаей Тарасовой, Александром Петровым и Милошем Биковичем в главных ролях.
Спортивную драму «Лед» показали в Пхенчхане
В Пхенчхане (Южная Корея), где проходят Олимпийские игры-2018, аплодисментами встретили российскую спортивную драму «Лед», сообщает РЕН ТВ.
В Театре мюзикла состоялся предпремьерный показ спектакля «Реверс»
Первый в мире спектакль на грани человеческих возможностей поставили в Московском театре мюзикла.
Клейменов объяснил замену ведущей «Первого канала» Екатерины Андреевой
Замена ведущего программы «Время» для вещания на центральную часть России не связана с предстоящими 18 марта выборами президента.
Режиссер Кристофер Нолан рассказал о следующем фильме о Бонде
Как пишет «Газета.ру», новый фильм о британском спецагенте Джеймсе Бонде с Дэниелом Крейгом в роли главного героя должен выйти в конце 2019 года, однако кто будет режиссером картины, пока неизвестно.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика