На день рождения Елизаветы
Петровны, 1746 г.
Система вымыслов как система
особых поэтических связей между вещью и словом, между реальностью и образом, в
чисто-стилистическом плане реализовавшаяся метафорически, создавала предпосылки
для выработки особого языка поэзии, предназначенного выразить то высокое, что
было в представлении Ломоносова идеальным отражением самой сути мифа
явлений. Отыскивая
и находя пути выражения эстетического пафоса своей поэзии, Ломоносов почти
никогда не терял чувства меры, вернее, соразмерности явления и образа, слова
и вещи, он никогда не отрывал слово от его предметного значения, не превращал
в символ или знак. Об этом он писал в Риторике по поводу острых мыслей: Сие
показываем не с таким намерением, чтобы учащиеся меры не знали и последую
нынешним италианским авторам, которые, силясь писать всегда витиевато и не
пропустить ни единой строки без острой мысли, нередко завираются. 3-
Его
поэтическая практика была по самой своей сути противоположна и враждебна поэзии
барокко. Как поэт Ломоносов оставался в пределах слова понятия, открывая в
нем новые возможности выражения рационально постигаемого мира явлений и чувств.
В этом направлении шла у него разработка принципов индивидуального
стиля, ставшего
одним из основных явлений русского классицизма. 156
Глава V
ПРОТИВОРЕЧИЯ СТИЛЯ
1
Оды Ломоносова верны природе
жанра, созданной одическими поэтами европейского классицизма XVIIXVIII вв.
, они
всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат
оценку тех или иных правительственных мероприятий и, чаще всего в
комплиментарной
форме, рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет
правительству. Казалось бы, что раскрытие намеков или обнаружение конкретных
персонажей Ломоносовской оды не должно было быть сложной работой. В сатирах
его современника Кантемира читатели 17301740-х годов и позднейшие исследователи
без особенного труда узнавали под вымышленными именами живых деятелей своего
времени.
Однако в практике
комментирования од Ломоносова возникают неожиданные затруднения. Они сказались
и в работе над последним академическим изданием Ломоносова. Комментаторы этого
издания считают, что только недостаток наших исторических знаний об эпохе
Ломоносова мешает нам раскрыть все его намеки или иносказания: Говоря в своих
одах о текущих явлениях тогдашней действительности, Ломоносов любил выражаться
иносказательно. Среди рассеянных в его стихах аллегорий и намеков наберется
немало таких, реального смысла которых мы спустя двести лет доискаться уже не
в силах. Есть, вероятно, и такие намеки, самого наличия которых мы не
ощущаем. Но при жизни Ломоносова дело обстояло не так: возраставший из года в
год спрос на его оды говорит о том, что были в его время потребители стихов,
157
которых не смущали
содержавшиеся в них загадки, которые умели и любили их разгадывать.
1