serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 98


и деятельного властителя. Петр как бы становится метафорой царской власти вообще, ее условно-поэтическим обозначением. Думаю, что такая прямолинейность этого сравнения двух Петров, без всякого упоминания о царствующей императрице, явилась причиной того, что просьба Ломоносова о заступничестве не была уважена, да и сама ода не появилась в 1743 г. в печатном виде и впервые увидела свет в издании 1751 г. Ориентация на Петра Федоровича вообще характерна для 159

Ломоносова в 17431744 гг. , в это время он ни одного своего произведения не адресует Елизавете; упоминания о ней, но без прямого обращения, появляются только в оде 1745 г. Возможно, что Ломоносов, не находя ни сочувствия, ни поддержки в окружении Елизаветы, где в это время первенствовал Разумовский, не благоволивший к поэту, мог надеяться найти опору в наследнике.

Путь обобщения и генерализации в оде 1743 г. , как мы видели, прост и даже прямолинеен. От имени наследника Петр к его великому деду и от последнего к идеалу правителя и к программе, намечаемой для него Ломоносовым.

В оде 1745 г. поэт поступает иначе. Тема этой оды, вернее, повод к ее написанию бракосочетание Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II.

Разумеется, Ломоносов, как и все его современники, хоть сколько-нибудь осведомленные о характере Петра Федоровича и обстоятельствах его брака с Ангальт-Цербстской принцессой Софией- Фредерикой-Августой, достаточно отчетливо представлял себе, как мало похожи отношения великокняжеской четы на ту идиллическую картину, какая рисуется в оде 1745 г. , так же как он никак не мог предполагать действительного сходства характеров и натур Петра I и Петра Федоровича. В Петре Федоровиче Ломоносов видел наследника русского престола, т. е. будущего императора России со всей полнотой власти и ответственности, а не тщедушного потомка голштинских герцогов с ограниченным кругозором. Ломоносов как бы извлек сущность из данной эмпирической жизненной ситуации и представил ее в виде идеального положительного образа наследника вообще, наследника Петра I. С такой же меркой идеального, вопреки реальности, ему хорошо известной, подошел Ломоносов к браку великокняжеской четы, превратив оду о нем в восторженную картину любви вообще, молодости и красоты.

Описание этого идеального, вымышленного4 царства любви Ломоносов начинает с объяснения, что там все не так, как здесь, у нас, в обычной жизни:

О, коль прекрасен свет блистает, Являя вид страны иной

160

Там мир в полях и над водами, Там вихрей нет ни шумных бурь, Над бисерными облаками Сияет злато и лазурь.

 

Там властвуют мир, красота, свет, весна; там Кастальские нимфы, т. е. музы, иными словами, сам Ломоносов:

Себе с весельем ждут Иметь в России имя славно, Щедротой ободренный труд.

 

Об этой оде в комментариях Т. А. Красоткиной и Г. П. Блока к VIIII тому сказано так: Ода была звучна, гладка и пышна, но бедна публицистическим содержанием. Это может быть объяснено целым рядом причин. Будущему русскому императору подобрали такую невесту, которая, по циничному признанию Фридриха II, более всего соответствовала

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Путин в Петербурге назвал культуру стратегическим потенциалом России
В пятницу, 16 ноября, президент России Владимир Путин выступил на гала-открытии VII Международного культурного форума в Петербурге.
Умер сценарист вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»
Господин Голдман наиболее известен в качестве автора сценария одного из самых известных вестернов «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», за который получил «Оскар».
Владимир Путин выступил на гала-открытии Культурного форума
Глава государства Владимир Путин прибыл в Петербург и выступил на гала-открытии VII Международного культурного форума.
Картина Дэвида Хокни продана за $90 млн
Картина Дэвида Хокни продана за $90 млн С аукционных боев осенней серии нью-йоркских аукционов пришла новость об очередной взятой высоте: полотно британского (хотя живущего все больше в Калифорнии) художника Дэвида Хокни было продано на аукционе Christie’s за рекордную для ныне здравствующего художника сумму $90,3 млн.
Мединский заявил, что «Собибор» не получит «Оскар» из-за политики
Фильму Константина Хабенского «Собибор» главную награду американской киноакадемии «Оскар» не дадут.
У почтальона Печкина появится возлюбленная
В сериале «Возвращение в Простоквашино» в следующем году появится новая героиня. Почтальон Печкин будет испытывать к ней особые чувства.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика