И в том и в другом случае
стилистическое задание одинаково придать
отвлеченный, общий, вернее, всеобщий
характер данной поэтической сентенции: бегства, сопровождающие славу
завоевателей, здесь приобретают
собирательное значение, это вообще все или всякие, всевозможные
бедствия, несчастья, страдания, разрушения,
горести, которые причиняют войны коронованных хищников-завоевателей. Форма
множественного числа Ломоносову необходима как средство еще большего обобщения.
Одно бегство
требовало
бы какого-либо пояснения. Бегства же в самой своей множественности содержат
мнимую
формальную конкретизацию, количественную, а не качественную.
Кроме формы бегство, Ломоносов употребляет более
короткую одноосновную с ним форму беда:
Хотел Россию
бед водою И гневною казнить грозою.
Елизавете Петровне, 1742 г.
Менее отвлеченное
слово беды Ломоносов превращает в
своеобразный эпитет-дополнение при творительном падеже водою, создавая
неразделимое
сочетание вода
бед, в
котором предметно ясное вода, определенным образом окрашенное, превращается в
метафорический оборот библейского стиля. Такая же поэтическая дематериализация
и распредмечивание происходят со словом луч:
О воины
великосерды Явите ваших
луч добрит.
Ж.
Б. Руссо. На счастье
Луч добрит это уже не луч света или
солнца, а совсем иное, не поддающийся точному осмыслению метафорический
оборот, в котором луч означает нечто греющее, согревающее, дающее свет и
тепло
в психологическом и нравственном смысле. Ясное и конкретное значение явления
материального мира Ломоносов заменяет иным, переключает его в область этики и
психологии, превращает материю в идею.
В
этом главная причина
привязанности Ломоносова к отвлеченным существительным на ствол.
В. М. Жирмунский отметил
пристрастие русских символистов к отвлеченным существительным такого типа:
Излюбленным
приемом Брюсова и поэтов его поколения является отвлечение
эпитета, т. е. замена
конкретного качественного
181
слова
прилагательного
абстрактным понятием, выражающим его логическое содержание существительным.
27 Он приводит
следующие строки Брюсова:
В борьбе со
сладостной безмерностью Нарастающих яростных мук.
Как и в поэзии Ломоносова, у
Брюсова обильно представлены отвлеченные качественные существительные: при этом,
в целом ряде случаев они являются в форме множественного числа:
Пусть много
гимнов недопито И
не исчерпано блаженств,
Но чую
блеск иного света, Возможность новых совершенств. 1128