Таких перекличек через века можно
было бы привести очень много. Ограничусь еще одной: В. М. Жирмунский как
пример пристрастия Брюсова к отвлечению эпитета приводит его строки:
Борода моя
седая Скроет беглость этих плеч
и поясняет:
Здесь, несомненно,
влияние французской поэтической речи: насколько в русской поэзии беглость плеч
и даже белизна есть необычный, по-новому действенный поэтический
прием, настолько
обычно для француза и литературной речи хотя бы прозаической выражение la
blancheure des epaules. 3S
Эти слова беглость и белизна мы обнаружили не только у
Ломоносова, но еще ранее и у Тредиаковского:
Цветы мало чем
прочие красятся:
А в тебе добрит совершенства зрятся. Лилее б молчать с беглостью не малой, К
белизне тебе цвет дала желт, алой. 3
В похвалу цвету
розе, 1735 г.
Встречается
белостъ и в первой Риторике 1743
Ломоносова, 3 но в прозе.
182
Допустим, что пример
французских поэтов мог воздействовать и на русских поэтов XVIII или XX вв.
, но,
скорее всего, и в том и в другом случае принципы словоупотребления
определялись внутренними закономерностями высокого стиля, в свою очередь
возникшими на основе определенных идейно-эстетических заданий.
Сходство между поэзией Брюсова
и его далекими предшественниками не является только случайным
совпадением. Символисты,
как и поэты середины XVIII в. , были заняты выработкой высокого стиля в
поэзии. Конечно, здесь не могло быть совпадения целей и средств. Символисты
боролись с натурализмом и бытовизмом русской поэзии 1880-х годов, с насилием
прозы,
с журнально-газетной беллетристикой. Взамен бескрылого и эпигонского
описательства символисты хотели вернуть поэзию к вечным темам, к высокому
строю мыслей и чувств, так что в каком-то смысле направление их поэтической
работы, несмотря на несходство эпох и философско-эстетических
предпосылок, совпадало
с Ломоносовской борьбой за высокое в частных своих результатах и в некоторых
стилевых тенденциях.
Интересно для нас и то
обстоятельство, что найденные Ломоносовым принципы построения высокого стиля
оказались действенными не только для его времени, не только для конца
XVIII начала
XIX в. , но и для XX в. , и это значит, что в Ломоносовских поэтических
открытиях было нечто абсолютное, предназначенное к тому, чтобы оживать снова
и снова, в разные эпохи, у разных поэтов.
5
Пристрастие к отвлеченным
качественным существительным, употребление их во множественном числе все это
словесно-стилистическое выражение одной из тенденций Ломоносовского творчества
в целом стремления к обобщенному выражению философско-психологической сущности
явлений жизни. Рядом с этой тенденцией существуют в поэзии Ломоносова и другие
тенденции стиля.
Одна из них проявляется в
выборе и употреблении эпитетов особого типа. Вообще эпитеты Ломоносова делятся
явственно на две группы. К одной можно отнести эпитеты-определения, дающие
качественную характеристику предмета или состояния. Другая группа или
категория