serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 113


Таких перекличек через века можно было бы привести очень много. Ограничусь еще одной: В. М. Жирмунский как пример пристрастия Брюсова к отвлечению эпитета приводит его строки:

Борода моя седая Скроет беглость этих плеч

 

и поясняет: Здесь, несомненно, влияние французской поэтической речи: насколько в русской поэзии беглость плеч и даже белизна есть необычный, по-новому действенный поэтический прием, настолько обычно для француза и литературной речи хотя бы прозаической выражение la blancheure des epaules. 3S

Эти слова беглость и белизна мы обнаружили не только у Ломоносова, но еще ранее и у Тредиаковского:

Цветы мало чем прочие красятся: А в тебе добрит совершенства зрятся. Лилее б молчать с беглостью не малой, К белизне тебе цвет дала желт, алой. 3

В похвалу цвету розе, 1735 г.

 

Встречается белостъ и в первой Риторике 1743 Ломоносова, 3 но в прозе.

182

Допустим, что пример французских поэтов мог воздействовать и на русских поэтов XVIII или XX вв. , но, скорее всего, и в том и в другом случае принципы словоупотребления определялись внутренними закономерностями высокого стиля, в свою очередь возникшими на основе определенных идейно-эстетических заданий.

Сходство между поэзией Брюсова и его далекими предшественниками не является только случайным совпадением. Символисты, как и поэты середины XVIII в. , были заняты выработкой высокого стиля в поэзии. Конечно, здесь не могло быть совпадения целей и средств. Символисты боролись с натурализмом и бытовизмом русской поэзии 1880-х годов, с насилием прозы, с журнально-газетной беллетристикой. Взамен бескрылого и эпигонского описательства символисты хотели вернуть поэзию к вечным темам, к высокому строю мыслей и чувств, так что в каком-то смысле направление их поэтической работы, несмотря на несходство эпох и философско-эстетических предпосылок, совпадало с Ломоносовской борьбой за высокое в частных своих результатах и в некоторых стилевых тенденциях.

Интересно для нас и то обстоятельство, что найденные Ломоносовым принципы построения высокого стиля оказались действенными не только для его времени, не только для конца XVIII начала XIX в. , но и для XX в. , и это значит, что в Ломоносовских поэтических открытиях было нечто абсолютное, предназначенное к тому, чтобы оживать снова и снова, в разные эпохи, у разных поэтов.

 

5

 

Пристрастие к отвлеченным качественным существительным, употребление их во множественном числе все это словесно-стилистическое выражение одной из тенденций Ломоносовского творчества в целом стремления к обобщенному выражению философско-психологической сущности явлений жизни. Рядом с этой тенденцией существуют в поэзии Ломоносова и другие тенденции стиля.

Одна из них проявляется в выборе и употреблении эпитетов особого типа. Вообще эпитеты Ломоносова делятся явственно на две группы. К одной можно отнести эпитеты-определения, дающие качественную характеристику предмета или состояния. Другая группа или категория

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Киностудия Warner Bros. выложила в Сеть начало новой экранизации «Mortal Kombat»
В Соединенных Штатах и на стриминговом сервисе картина выйдет 23 апреля. Киностудия Warner Bros. поделилась первыми минутами свежей экранизации видеоигры Mortal Kombat — в честь скорой премьеры фильма в США и на HBO Max. В российский прокат кинолента поступила 8 апреля.
Продюсер Роднянский назвал «Землю кочевников» главным претендентом на «Оскар»
Роднянский категорично заявил, что статуэтку в этом году возьмет лента "Земля кочевников" режиссера-дебютанта Хлои Чжан. Он уверен, что исполнительница главной роли Фрэнсис Макдорманд также станет "лучшей" среди актрис. "Лучшим международным фильмом", уточнил продюсер, станет "Еще по одной".
Актриса Оливия Колман может появиться во вселенной Marvel
Подчеркивается, что Оливия Колман ведет переговоры, чтобы сыграть в «Секретном вторжении». При этом Marvel не дал никаких комментариев насчет данной информации.
Фильм Гая Ричи «Гнев человеческий» показали в Петербурге до премьеры
Новый фильм режиссера Гая Ричи «Гнев человеческий» показали в Петербурге за несколько дней до официальной премьеры в России. Показ прошел в кинотеатре «Мираж Синема». «Гнев человеческий» — художественный фильм в жанре экшн-триллер, сценаристом и режиссером которого является Гай Ричи.
«Бэтмен против Супермена» Зака Снайдера мог называться «Son of Sun and Knight of Night»
Во время интервью для Justice Con Зак Снайдер вспомнил, что очень долго выбирал название для своего фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Он хотел добавить поэтичности, а студия Warner Bros. настаивала на обратном.
Режиссер «Серебряных коньков» Михаил Локшин снимет фильм по мотивам «Мастера и Маргариты»
Релиз ленты запланирован на конец 2022 года. Режиссёр фильма «Серебряные коньки» Михаил Локшин поставит киноленту «Воланд». Этот проект станет переосмыслением «Мастера и Маргариты».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика