serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 116


эмоциональной характеристики, совмещая в себе значения чего-то прекрасного, радостного, счастливого словом, всех значений, которыми читательское сознание может наделить образ весны. Сама по себе весна является в данном случае метафорой, так как имеется в виду вовсе не природное явление, а весна как политическое обновление жизни России после Елизаветинского переворота 1741 г

Сочетание златая весна показывает, что Ломоносов считал возможным эпитет златой применять во всех случаях, когда ему нужно было найти такое определение, в котором определенность была бы минимальной и воображение читателя могло вкладывать в него любое количество значений:

Коль тщетно пышное упорство. . . Златого не приемлет мира: Еще кровавой ждет реки.

Ода 1759 г.

Златой мир это, в сущности, ничего не значит если искать в стихах Ломоносова всегда предметного, конкретного значения, как это делал Сумароков или может значить

186

очень многое. Эпитет в таком употреблении становится субъективно-оценочным, он выражает и отношение поэта к предмету или явлению, и собственную природу этого явления.

Не с такой энергией, как эпитет златой, но все же очень заметно происходила сходная эволюция с эпитетом сладкий, который также при переносно-метафорическом употреблении постепенно терял свое конкретно-предметное значение, приобретая некую смысловую зыбкость и эмоциональную неопределенность.

Иногда сладкий у Ломоносова как бы приближается к действительной характеристике предмета:

Там Нил смиренно протекает Своею сладкою водой Златой дает Египту век.

На день рождения Елизаветы Петровны, 1746 г.

Я слышу нимф поющих гласы, Носящих сладкие плоды.

Ода на новый 1764 г.

 

Как вьется виноград на Илиме высоком, Держась их и его питая сладким соком.

Надпись 1753 г.

Но такое применение эпитета сладкий вовсе не является для Ломоносова правилом, скорей оно может быть отнесено к исключениям. Гораздо чаще эпитет входит в метафорические обороты, где получает новые значения, иногда уже очень далекие от первоначального смысла:

Сердцами пойдут и устами В восторге сладком возгласят.

Ода 1752 г.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика