serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 117


О сладкий век О жизнь другая Метрополь, небу подражая, Подобны испустил лучи.

Ода 1748 г.

 

Считая многие довольства, говорит: Коль сладкое меня блаженство веселит

Надпись 1754 г.

Эпитет сладкий у Ломоносова включает в себя все более и более широкие круги ознаменований, как сказал бы А. С. Шишков; поэт применяет его там, где ему

187

нужна интенсивно- эмоциональная характеристика, а не точное предметное определение материальных качеств:

И сладкими словами Последовать стопам.

Разговор с Анакреоном

 

И имя сладкое едва с плачевным стоном Дерзает в горести последней помянуть.

Тамара и Селим, д. IV, ев. 3

Эмоциональный эпитет, поэтический уже по самой своей природе, а не по конкретному значению, утвердился в русской поэзии через полустолетие после смерти Ломоносова в 1800-е годы. То, что было у Ломоносова только одним из частных явлений стиля, в эпоху Батюшкова стало ведущим стилевым принципом. Отсюда интерес к Ломоносовской поэзии, вновь усилившийся именно в начале XIX в.

 

6

 

Исчезновение предметности эпитета в поэзии Ломоносова, усиление в нем эмоционально-психологического содержания за счет конкретности можно проследить не только в отношении эпитетов златой или сладкий и подобных им; это явление распространяется и на другие эпитеты, которые в неожиданных сочетаниях метафорического типа также развеществляются и приобретают новый смысл и новое, неожиданное, поэтически-субъективное значение.

В поэзии Батюшкова эпитет сладкий с еще более частым вариантом сладостный стал одной из важнейших примет стиля:32

К чему сих аромат и мирры сладкий дым. . . Вот слезы их и сладки лобызанья. . . А ты склоняя слух на сладки небылицы. . . И лебедь сладостный, еще в последний раз. . . Под небом сладостным Италии моей. . . Под небом сладостным отеческой земли. . .

Таким образом то, что в поэзии Ломоносова еще только намечалось, более обозначалось в потенции, чем осуществилось, у Батюшкова получило очень последовательную и тонкую разработку. Поэтому у него эпитет

188

сладостный в силу своей меньшей предметности и большей эмоциональности приобрел большее значение, чем эпитет сладкий. У Ломоносова же, сделавшего только первый,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Звягинцев вступился за Серебрякова: «Народ измельчал»
Российский народ измельчал, не желая слышать неприятную правду о «феодальной спячке», не будучи готов сам себе ужаснуться.
Театр наций выступит на Гонконгском фестивале искусства
Государственный театр наций даст спектакль "Рассказы Шукшина" в рамках 46-го Гонконгского фестиваля искусства.
Канал Netflix выпустил сериал по мотивам фильма Юрия Быкова «Майор»
В США канал Netflix запустил в эфир мини-сериал «Семь секунд» на основе сюжета фильма российского режиссера Юрия Быкова «Майор».
Рома Зверь разделся для клипа-селфи о буднях социопата
Лидер группы «Звери» Рома Билык снялся обнаженным для нового клипа.
Заку Снайдеру понравилась новость об уходе Джосса Уидона
На смену Снайдеру пришел Уидон, который ранее был привлечен для переработки сценария картины.
Группа Depeche Mode в Москве поселилась в гостинице Four Seosons
23 февраля вечером в Москву прибыла знаменитая британская группа Depeche Mode, которая поселилась в центре города в роскошной гостинице Four Seosons.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика