О сладкий век
О жизнь другая Метрополь, небу
подражая, Подобны испустил лучи.
Ода 1748 г.
Считая многие
довольства, говорит:
Коль сладкое
меня блаженство веселит
Надпись 1754 г.
Эпитет сладкий у Ломоносова
включает в себя все более и более широкие круги ознаменований, как сказал бы А.
С. Шишков; поэт применяет его там, где ему
187
нужна интенсивно-
эмоциональная
характеристика, а не точное предметное определение материальных качеств:
И сладкими
словами Последовать стопам.
Разговор с
Анакреоном
И имя сладкое
едва с плачевным стоном Дерзает
в горести последней помянуть.
Тамара и
Селим, д. IV, ев. 3
Эмоциональный
эпитет, поэтический
уже по самой своей природе, а не по конкретному значению, утвердился в
русской поэзии через полустолетие после смерти Ломоносова в 1800-е
годы. То, что
было у Ломоносова только одним из частных явлений стиля, в эпоху Батюшкова
стало ведущим стилевым принципом. Отсюда интерес к Ломоносовской поэзии, вновь
усилившийся именно в начале XIX в.
6
Исчезновение предметности
эпитета в поэзии Ломоносова, усиление в нем эмоционально-психологического
содержания
за счет конкретности можно проследить не только в отношении эпитетов златой или
сладкий и подобных им; это явление распространяется и на другие
эпитеты, которые
в неожиданных сочетаниях метафорического типа также развеществляются и
приобретают новый смысл и новое, неожиданное, поэтически-субъективное
значение.
В поэзии Батюшкова эпитет сладкий
с еще более частым вариантом сладостный стал одной из важнейших примет
стиля:32
К чему сих
аромат и мирры сладкий дым. . . Вот слезы их и сладки лобызанья. . . А ты
склоняя
слух на сладки
небылицы. .
. И лебедь сладостный,
еще в
последний раз. . . Под небом сладостным Италии моей. . . Под небом
сладостным отеческой земли. . .
Таким образом то, что в
поэзии Ломоносова еще только намечалось, более обозначалось в потенции, чем
осуществилось, у Батюшкова получило очень последовательную и тонкую разработку.
Поэтому у него эпитет
188
сладостный в силу
своей
меньшей предметности и большей эмоциональности приобрел большее значение, чем
эпитет сладкий. У Ломоносова же, сделавшего только первый,