serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 117


О сладкий век О жизнь другая Метрополь, небу подражая, Подобны испустил лучи.

Ода 1748 г.

 

Считая многие довольства, говорит: Коль сладкое меня блаженство веселит

Надпись 1754 г.

Эпитет сладкий у Ломоносова включает в себя все более и более широкие круги ознаменований, как сказал бы А. С. Шишков; поэт применяет его там, где ему

187

нужна интенсивно- эмоциональная характеристика, а не точное предметное определение материальных качеств:

И сладкими словами Последовать стопам.

Разговор с Анакреоном

 

И имя сладкое едва с плачевным стоном Дерзает в горести последней помянуть.

Тамара и Селим, д. IV, ев. 3

Эмоциональный эпитет, поэтический уже по самой своей природе, а не по конкретному значению, утвердился в русской поэзии через полустолетие после смерти Ломоносова в 1800-е годы. То, что было у Ломоносова только одним из частных явлений стиля, в эпоху Батюшкова стало ведущим стилевым принципом. Отсюда интерес к Ломоносовской поэзии, вновь усилившийся именно в начале XIX в.

 

6

 

Исчезновение предметности эпитета в поэзии Ломоносова, усиление в нем эмоционально-психологического содержания за счет конкретности можно проследить не только в отношении эпитетов златой или сладкий и подобных им; это явление распространяется и на другие эпитеты, которые в неожиданных сочетаниях метафорического типа также развеществляются и приобретают новый смысл и новое, неожиданное, поэтически-субъективное значение.

В поэзии Батюшкова эпитет сладкий с еще более частым вариантом сладостный стал одной из важнейших примет стиля:32

К чему сих аромат и мирры сладкий дым. . . Вот слезы их и сладки лобызанья. . . А ты склоняя слух на сладки небылицы. . . И лебедь сладостный, еще в последний раз. . . Под небом сладостным Италии моей. . . Под небом сладостным отеческой земли. . .

Таким образом то, что в поэзии Ломоносова еще только намечалось, более обозначалось в потенции, чем осуществилось, у Батюшкова получило очень последовательную и тонкую разработку. Поэтому у него эпитет

188

сладостный в силу своей меньшей предметности и большей эмоциональности приобрел большее значение, чем эпитет сладкий. У Ломоносова же, сделавшего только первый,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Трейлер фильма ужасов «Клаустрофобы» появился в сети
На своем официальном канале в YouTube компания Sony опубликовала трейлер нового фильма ужасов под названием «Клаустрофобы».
Здание ЦДХ на Крымском Валу передадут Третьяковке в марте 2019 года
Здание Центрального дома художника (ЦДХ) будет передано в ведение Третьяковской галереи 31 марта 2019 года.
Вадим Самойлов назвал распад «Агаты Кристи» позитивным событием
Самойлов назвал распад «Агаты Кристи» позитивным событием. Он отметил, что оно стало для него точкой отсчета для новой фазы жизненного пути.
«Ленинград» дал самый масштабный концерт в истории российских групп
Группа «Ленинград» дала самый масштабный концерт в истории отечественных музыкальных коллективов.
Продолжение #UproarChallenge в клипе «Uproar» Лил Уэйна
Рэпер Лил Уэйн выложил первый клип на трек из своего последнего альбома «Tha Carter V». В музыкальном видео «Uproar» артист продолжил #UproarChallenge, который он сам запустил 1 октября.
Бенедикт Фрей и Jann приедут в Москву
Хедлайнерами заявлены немецкий диджей Бенедикт Фрей и француз Jann, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика