serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 117


О сладкий век О жизнь другая Метрополь, небу подражая, Подобны испустил лучи.

Ода 1748 г.

 

Считая многие довольства, говорит: Коль сладкое меня блаженство веселит

Надпись 1754 г.

Эпитет сладкий у Ломоносова включает в себя все более и более широкие круги ознаменований, как сказал бы А. С. Шишков; поэт применяет его там, где ему

187

нужна интенсивно- эмоциональная характеристика, а не точное предметное определение материальных качеств:

И сладкими словами Последовать стопам.

Разговор с Анакреоном

 

И имя сладкое едва с плачевным стоном Дерзает в горести последней помянуть.

Тамара и Селим, д. IV, ев. 3

Эмоциональный эпитет, поэтический уже по самой своей природе, а не по конкретному значению, утвердился в русской поэзии через полустолетие после смерти Ломоносова в 1800-е годы. То, что было у Ломоносова только одним из частных явлений стиля, в эпоху Батюшкова стало ведущим стилевым принципом. Отсюда интерес к Ломоносовской поэзии, вновь усилившийся именно в начале XIX в.

 

6

 

Исчезновение предметности эпитета в поэзии Ломоносова, усиление в нем эмоционально-психологического содержания за счет конкретности можно проследить не только в отношении эпитетов златой или сладкий и подобных им; это явление распространяется и на другие эпитеты, которые в неожиданных сочетаниях метафорического типа также развеществляются и приобретают новый смысл и новое, неожиданное, поэтически-субъективное значение.

В поэзии Батюшкова эпитет сладкий с еще более частым вариантом сладостный стал одной из важнейших примет стиля:32

К чему сих аромат и мирры сладкий дым. . . Вот слезы их и сладки лобызанья. . . А ты склоняя слух на сладки небылицы. . . И лебедь сладостный, еще в последний раз. . . Под небом сладостным Италии моей. . . Под небом сладостным отеческой земли. . .

Таким образом то, что в поэзии Ломоносова еще только намечалось, более обозначалось в потенции, чем осуществилось, у Батюшкова получило очень последовательную и тонкую разработку. Поэтому у него эпитет

188

сладостный в силу своей меньшей предметности и большей эмоциональности приобрел большее значение, чем эпитет сладкий. У Ломоносова же, сделавшего только первый,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Художник Бэнкси не знал, что в Москве проходит выставка его работ
Британский стрит-арт художник Бэнкси не знал, что в Москве проходит выставка его работ.
Дэниэл Рэдклифф пригласил фанатов на фестиваль поп-культуры в Якутске
Британский актер Дэниэл Рэдклифф, наиболее известный по роли в серии фильмов про волшебника Гарри Поттера, обратился к своим фанатам в Якутии и пригласил их на юбилейный ежегодный фестиваль популярной культуры «Ykt Geek Fest».
Серебренников снял документальный фильм о русском роке
Режиссер Кирилл Серебренников снял документальный фильм о звездах русского рока — Викторе Цое, Майке Науменко и других.
Путин назвал Успенского настоящим классиком детской литературы
Президент России Владимир Путин назвал писателя Эдуарда Успенского настоящим классиком детской литературы и отметил, что созданных им героев полюбило не одно поколение россиян.
Мединский назвал творчество Успенского «азбукой жизни»
Сказки популярного писателя Эдуарда Успенского, который скончался вчера, 14 августа, были настоящей «азбукой жизни» для нескольких поколений читателей и телезрителей.
Эдуард Николаевич Успенский скончался
Ушел из жизни на 81 году великий советский и российский писатель Эдуард Успенский, автор бессмертных произведений о чудесных героях чудесных героев, включая кота Матроскина и Чебурашку.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика