serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 117


О сладкий век О жизнь другая Метрополь, небу подражая, Подобны испустил лучи.

Ода 1748 г.

 

Считая многие довольства, говорит: Коль сладкое меня блаженство веселит

Надпись 1754 г.

Эпитет сладкий у Ломоносова включает в себя все более и более широкие круги ознаменований, как сказал бы А. С. Шишков; поэт применяет его там, где ему

187

нужна интенсивно- эмоциональная характеристика, а не точное предметное определение материальных качеств:

И сладкими словами Последовать стопам.

Разговор с Анакреоном

 

И имя сладкое едва с плачевным стоном Дерзает в горести последней помянуть.

Тамара и Селим, д. IV, ев. 3

Эмоциональный эпитет, поэтический уже по самой своей природе, а не по конкретному значению, утвердился в русской поэзии через полустолетие после смерти Ломоносова в 1800-е годы. То, что было у Ломоносова только одним из частных явлений стиля, в эпоху Батюшкова стало ведущим стилевым принципом. Отсюда интерес к Ломоносовской поэзии, вновь усилившийся именно в начале XIX в.

 

6

 

Исчезновение предметности эпитета в поэзии Ломоносова, усиление в нем эмоционально-психологического содержания за счет конкретности можно проследить не только в отношении эпитетов златой или сладкий и подобных им; это явление распространяется и на другие эпитеты, которые в неожиданных сочетаниях метафорического типа также развеществляются и приобретают новый смысл и новое, неожиданное, поэтически-субъективное значение.

В поэзии Батюшкова эпитет сладкий с еще более частым вариантом сладостный стал одной из важнейших примет стиля:32

К чему сих аромат и мирры сладкий дым. . . Вот слезы их и сладки лобызанья. . . А ты склоняя слух на сладки небылицы. . . И лебедь сладостный, еще в последний раз. . . Под небом сладостным Италии моей. . . Под небом сладостным отеческой земли. . .

Таким образом то, что в поэзии Ломоносова еще только намечалось, более обозначалось в потенции, чем осуществилось, у Батюшкова получило очень последовательную и тонкую разработку. Поэтому у него эпитет

188

сладостный в силу своей меньшей предметности и большей эмоциональности приобрел большее значение, чем эпитет сладкий. У Ломоносова же, сделавшего только первый,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Стало известно название фильма про героя «Звездных войн» Хана Соло
Фильм про одного из главных героев известной саги «Звездные войны» Хана Соло получил название «Соло — история Звездных войн».
«Линкольн в Бардо» Джорджа Сондерса получил Букеровскую премию
Книга Сондерса — самая экспериментальная из финальной шестерки, в которую вошли еще два американца: Пол Остер с монументальным романом «4321», описывающим четыре версии истории взросления еврейского мальчика в Америке, и Эмили Фридлунд с книгой «История волков» о девочке из коммуны на Среднем Западе.
Суд не разрешил режиссеру Серебренникову закончить фильм о Викторе Цое
Бассманный суд столицы отказал режиссеру Кириллу Серебренникову в просьбе дать ему время на окончание съемок фильма "Лето" и не разрешил посещать Большой театр для работы над балетом "Нуреев".
Серебренников знал о слежке и прослушке до ареста
Режиссер Кирилл Серебренников заявил, что правоохранительные органы следили за ним и вели прослушку, сообщает ТАСС.
Доброе кино: адвокат Учителя ответил на обращение Поклонской к Чайке
Защита режиссера Алексея Учителя считает, что фильм "Матильда" — не "провокация", а доброе кино о любви.
В Петербурге пройдёт фестиваль света, посвящённый 100-летию революции
Стала известна программа фестиваля света, который пройдет в Петербурге 4 и 5 ноября.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика