serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 117


О сладкий век О жизнь другая Метрополь, небу подражая, Подобны испустил лучи.

Ода 1748 г.

 

Считая многие довольства, говорит: Коль сладкое меня блаженство веселит

Надпись 1754 г.

Эпитет сладкий у Ломоносова включает в себя все более и более широкие круги ознаменований, как сказал бы А. С. Шишков; поэт применяет его там, где ему

187

нужна интенсивно- эмоциональная характеристика, а не точное предметное определение материальных качеств:

И сладкими словами Последовать стопам.

Разговор с Анакреоном

 

И имя сладкое едва с плачевным стоном Дерзает в горести последней помянуть.

Тамара и Селим, д. IV, ев. 3

Эмоциональный эпитет, поэтический уже по самой своей природе, а не по конкретному значению, утвердился в русской поэзии через полустолетие после смерти Ломоносова в 1800-е годы. То, что было у Ломоносова только одним из частных явлений стиля, в эпоху Батюшкова стало ведущим стилевым принципом. Отсюда интерес к Ломоносовской поэзии, вновь усилившийся именно в начале XIX в.

 

6

 

Исчезновение предметности эпитета в поэзии Ломоносова, усиление в нем эмоционально-психологического содержания за счет конкретности можно проследить не только в отношении эпитетов златой или сладкий и подобных им; это явление распространяется и на другие эпитеты, которые в неожиданных сочетаниях метафорического типа также развеществляются и приобретают новый смысл и новое, неожиданное, поэтически-субъективное значение.

В поэзии Батюшкова эпитет сладкий с еще более частым вариантом сладостный стал одной из важнейших примет стиля:32

К чему сих аромат и мирры сладкий дым. . . Вот слезы их и сладки лобызанья. . . А ты склоняя слух на сладки небылицы. . . И лебедь сладостный, еще в последний раз. . . Под небом сладостным Италии моей. . . Под небом сладостным отеческой земли. . .

Таким образом то, что в поэзии Ломоносова еще только намечалось, более обозначалось в потенции, чем осуществилось, у Батюшкова получило очень последовательную и тонкую разработку. Поэтому у него эпитет

188

сладостный в силу своей меньшей предметности и большей эмоциональности приобрел большее значение, чем эпитет сладкий. У Ломоносова же, сделавшего только первый,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика