serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 120


Поэтический стиль Ломоносова сложился в основных своих чертах во второй половине 1740-х годов. В начале 1750-х годов Ломоносов вынужден был принять участие в серьезной литературно-стилистической борьбе, где главным объектом критики со стороны Сумарокова с учениками оказались Ломоносовские принципы поэтического стиля. Из этого спора Ломоносов вынес для себя некоторые уроки: в его творчестве 1750-х годов сильнее проявляется стилистический рационализм.

Те черты Ломоносовского поэтического стиля, которые позволяют видеть в нем зачинателя и предшественника романтической поэзии 18001810 гг. , не получили у него полного и законченного выражения. Они появились как стремление, а не как достижение и завершение. Ни Сумароков со своей школой, ни ученики самого Ломоносова, такие как Поповский, не продолжали разработку этих вновь открытых Ломоносовым возможностей русского поэтического слова.

Полное осуществление того нового, что открылось Ломоносову в эмоциональной природе русского слова, оказалось возможным в русской поэзии тогда, когда в ней появился лирический герой как выражение единства исторического и психологического ее содержания.

191

 

Глава VI СТИЛЬ И ЭСТЕТИКА

 

1

Поэтический стиль Ломоносова складывался в ходе сложного взаимодействия его творческих исканий и теоретического их осмысления. В общем деле создания новой русской поэзии Ломоносов работал бок о бок со своими современниками, и старшими Тредиаковский и младшими Сумароков, то сходясь с ними в решении одних литературно-эстетических вопросов, то расходясь и враждуя во мнениях по другим, общим и частным проблемам эстетики классицизма и ее воплощения русской поэтической мыслью. В ходе этой литературной борьбы уточнялись и обосновывались позиции сторон, принимались и отменялись решения, намечались вехи на пути к новым целям.

Литературная борьба великих работников русской поэзии 17401750-х годов видоизменялась в зависимости от характера тех задач, которые выдвигались общественным развитием. От борьбы с общим врагом литературой придворной Ломоносов и его соратники перешли к спорам между собой, к спорам внутри лагеря прогрессивной литературы, поскольку развитие литературы ставило каждого из тогдашних писателей перед необходимостью дать свой, и, как ему казалось, единственно правильный ответ на поставленные жизнью вопросы. В ходе сопоставления этих ответов, в борьбе мнений и спорах уточнялись собственные решения и происходил тот процесс, который мы называем становлением поэтического стиля. Поэтому представляется возможным подойти к литературно-полемической борьбе конца 1740-х начала 1750-х годов именно как к выражению хода развития и

192

созревания русской эстетической мысли, создававшейся и складывавшейся в неразрывной связи с развитием самой поэзии. Именно с этой стороны может быть рассмотрен тот круг историко-литературных явлений, значительная часть которых была тщательно исследована в работах Г. А. Буковского и П. Н. Беркова, особенно в известной книге последнего о Ломоносове и литературной полемике его времени. При этом Ломоносовские решения тех или иных проблем эстетического развития мы сможем понять в их исторической

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Съемки пятой части фильма «Гардемарины-1787. Война» продолжат в Крыму
Пятая часть фильма расскажет зрителям о русско-турецком вооруженном противостоянии. Действия происходят в 1787 году. Главными героями станут бывшие гардемарины и их повзрослевшие дети.
Кончаловский призвал создателей ремейка «Иронии судьбы» заплатить вдове Эльдара Рязанова
Съемки картины начнутся в Бостоне летом. Кончаловский прокомментировал эту новость в разговоре с "Экспресс газетой" и заявил, что создатели ремейка должны заплатить гонорар вдове Эльдара Рязанова, который является автором оригинальной картины.
Фильм Гая Ричи «Грех человеческий» показали в Петербурге до премьеры
Главную роль в новой ленте автора «Большого куша» и «Джентльменов» играет лучший артист его ранних работ Джейсон Стэйтем. По сценарию он – некий таинственный мужчина, который устраивается на работу инкассатором.
В Калуге завершился кинофестиваль «Циолковский»
В субботу, 17 апреля, в Калуге завершился Международный фестиваль фильмов и программ о космосе «Циолковский». На участие в конкурсе претендовало 800 фильмов из более чем 80 стран мира.
В сети опубликован трейлер второго сезона «Любовь, смерть и роботы»
На YouTube-канале «AvatarIII» был опубликован трейлер второго сезона анимационного сериала стриминговой платформы «Netflix» под названием «Любовь, смерть и роботы» до его официальной премьеры. Позже видеозапись заблокировали «в целях соблюдения авторских прав».
Группа «Ногу свело» объявила о переносе концертов из-за давления властей
Группа, в последние несколько лет активно поддерживающая оппозиционное движение, столкнулась с внезапным демаршем организаторов концертов, а на тех, в свою очередь, надавили чиновники, пишет Покровский.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика