serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 124


Звучащую славу заглушает, И грому труб Ея мешает Плачевный побежденных стон.

 

Среди замечаний Сумарокова по поводу этой строфы есть и следующее:

Но ратники, ему подвластны, Всегда хвалы его причастны.

Сии два стиха, но которым они зачинаются, ни к предыдущему, ни к последующему не привязаны и так невместно поставлены, что и критики не достойны, а я могу клясться, что я не постигаю слагателева мнения, для чего он их написал. 13 Действительно ли Сумароков не понимал слагателева мнения, или делал вид, что не понимает, но Ломоносов, как нам кажется, захотел ответить на его недоумения. В предпоследнем 324 параграфе Риторики он объяснил, что в этой строфе им сознательно опущен уступительный союз хотя, т. е. грамматика принесена в жертву поэзии. Члены в периодах, писал

198

Ломоносов, и целые периоды, особливо в высоких и стремительных материях, большее великолепие и силу имеют, ежели союзы выкинуты будут, которых миновать можно, например:

Великой похвалы достоин, Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин И в поле весь свой век живет: Но ратники, ему подвластны, Всегда хвалы его причастны.

Здесь наперед отставлен союз хотя, который, будучи приложен, много бы силы отнял. 4

 

2

Позиции сторон в этом споре согласовать было трудно. Оставив на долгое время оду, Сумароков принялся за разработку драматургических жанров, на почве которых и суждено было решаться в ближайшее пятилетие основным проблемам теоретической и практической эстетики. К этому времени не только практика, но и теория узаконила равноправие эпопеи и трагедии, 45 а воздействие просветительской идеологии превратило театр и драматургию вообще в наиболее активную область литературной жизни. Трагедия оказалась самым емким и содержательным жанром европейских литератур 17301750-х годов, жанром, способным вобрать в себя и художественно переработать неисчерпаемое количество идей политических, этических, эстетических, жанром, в котором можно было вести разработку вечных, общечеловеческих, этико-психологических проблем и одновременно откликаться на самые острые вопросы политической злобы дня. Вот почему появление первых русских трагедий на рубеже 17401750-х годов вызвало литературную борьбу невиданной еще в России остроты и напряженности. Точнее именно появление первых русских трагедий эту борьбу породило, выявив широкий для своего времени, конечно уже интерес к литературе, ее общественной роли 199

и эстетическим принципам. Для этого периода условные границы его 17471753 гг. характерно, что писатели становятся объектом критических суждений именно в той последовательности, в какой они выступают как драматурги. Поэтому критические бои завязываются сначала вокруг трагедий Сумарокова, а уже следующим этапом дискуссии становится спор о трагедиях Ломоносова, переросший последовательно в спор о

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика