serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 124


Звучащую славу заглушает, И грому труб Ея мешает Плачевный побежденных стон.

 

Среди замечаний Сумарокова по поводу этой строфы есть и следующее:

Но ратники, ему подвластны, Всегда хвалы его причастны.

Сии два стиха, но которым они зачинаются, ни к предыдущему, ни к последующему не привязаны и так невместно поставлены, что и критики не достойны, а я могу клясться, что я не постигаю слагателева мнения, для чего он их написал. 13 Действительно ли Сумароков не понимал слагателева мнения, или делал вид, что не понимает, но Ломоносов, как нам кажется, захотел ответить на его недоумения. В предпоследнем 324 параграфе Риторики он объяснил, что в этой строфе им сознательно опущен уступительный союз хотя, т. е. грамматика принесена в жертву поэзии. Члены в периодах, писал

198

Ломоносов, и целые периоды, особливо в высоких и стремительных материях, большее великолепие и силу имеют, ежели союзы выкинуты будут, которых миновать можно, например:

Великой похвалы достоин, Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин И в поле весь свой век живет: Но ратники, ему подвластны, Всегда хвалы его причастны.

Здесь наперед отставлен союз хотя, который, будучи приложен, много бы силы отнял. 4

 

2

Позиции сторон в этом споре согласовать было трудно. Оставив на долгое время оду, Сумароков принялся за разработку драматургических жанров, на почве которых и суждено было решаться в ближайшее пятилетие основным проблемам теоретической и практической эстетики. К этому времени не только практика, но и теория узаконила равноправие эпопеи и трагедии, 45 а воздействие просветительской идеологии превратило театр и драматургию вообще в наиболее активную область литературной жизни. Трагедия оказалась самым емким и содержательным жанром европейских литератур 17301750-х годов, жанром, способным вобрать в себя и художественно переработать неисчерпаемое количество идей политических, этических, эстетических, жанром, в котором можно было вести разработку вечных, общечеловеческих, этико-психологических проблем и одновременно откликаться на самые острые вопросы политической злобы дня. Вот почему появление первых русских трагедий на рубеже 17401750-х годов вызвало литературную борьбу невиданной еще в России остроты и напряженности. Точнее именно появление первых русских трагедий эту борьбу породило, выявив широкий для своего времени, конечно уже интерес к литературе, ее общественной роли 199

и эстетическим принципам. Для этого периода условные границы его 17471753 гг. характерно, что писатели становятся объектом критических суждений именно в той последовательности, в какой они выступают как драматурги. Поэтому критические бои завязываются сначала вокруг трагедий Сумарокова, а уже следующим этапом дискуссии становится спор о трагедиях Ломоносова, переросший последовательно в спор о

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Кинокритик: В Каннах картина Звягинцева обогнала даже фильм Ханеке
Главные премьеры юбилейного Каннского кинофестиваля, который проходит на Лазурном берегу Франции в 70-й раз уже состоялись. Специальный корреспондент НСН в Каннах, кинокритик Марина Латышева рассказала о самых интересных из них, а также главных ожиданиях от последних дней фестивальных показов.
В рейтинге кинокритиков Каннского фестиваля лидирует российский фильм
Лента «Нелюбовь» Андрея Звягинцева лидирует в конкурсе международного Каннского кинофестиваля согласно рейтингу критиков. Фильм о супружеской паре, у которой в разгар тяжелого развода исчезает 12-летний сына Алёша, набрал 3,2 балла, пишет журнал Screen.
Найк Борзов раскрыл тайну своего хобби
Известный рок-музыкант Найк Борзов признался в том, что давно увлекается живописью и пишет картины. Как сообщают СМИ, Борзов заявил, что часто бывает на выставках картин, а с помощью рисования пытается расслабиться и отрешиться от происходящего.
В Москве открывается выставка Антонио Гауди
В московском Музее современного искусства открывается выставка известного испанского архитектора Антонио Гауди.
В третьем сезоне «Твин Пикс» ушел от оригинального сериала 1990-х
«Твин Пикс» был вывернутой наизнанку мыльной оперой, сложным, детально продуманным миром, где каждый персонаж имел свою историю и почти каждый – двойное дно: не только совы были не тем, чем казались.
Верка Сердючка рассказала о выступлениях перед российскими политиками
Украинский артист Андрей Данилко, известный под псевдонимом Верка Сердючка, заявил, что продолжает выступать в России. В ходе разговора с украинскими журналистами Данилко рассказал, что его постоянно приглашают на российские корпоративы.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика