Ломоносовском
поэтическом
творчестве вообще. Эти споры интересны не только сами по себе как наиболее
яркая черта литературной жизни эпохи; они определили во многом дальнейший ход
литературного развития. Решение частных вопросов драматургической
техники, соотнесенное
с принципами понимания общественной роли и эстетической природы
трагедии, перерастало
в решение важнейших проблем литературы в целом, ее общественной роли и
значения в развитии национальной культуры.
Европейскому просветительству 1720-х1750-х
годов свойственно было стремление внести разумную ясность и в поэтическое
искусство, в котором энергично действовали в XVII начале XVIII в. иные
направления, утверждающие иррациональную природу поэтического стиля и
поэтического слова.
Следуя как образцу Бухало, теоретики
середины XVIII в. его рационализировали. Бухало был недостаточно разумен для
Бате
или Сумарокова. Поэтому Сумароков не перевел Поэтическое искусство, а написал
собственное руководство для поэтов по примеру великого законодателя
французского классицизма. И в споре с Тредиаковским, утверждавшим, что
эпистола
о стихотворстве и по плану, и по воображениям, но токмо сокращена, вся Боало-
Депрова,
6 был прав
Сумароков, возражавший своему критику таким образом: Эпистола моя о
стихотворстве, говорит он, вся Боалова, а Бодало взял из Горация. Нет:
Бодало
взял не все из Горация, а я не все взял из Бодало. Кто захочет мою эпистолу
сличить с Боаловыми о стихотворстве правилами, тот ясно увидит, что я из
Бодало
может быть не больше взял, сколько Бодало взял из Горация, а что нечто из
Бодало
взято, я в том и запираться никогда не хотел. 7 200
П. Н. Берков сличил Эпистолу
о стихотворстве с Поэтическим искусством Бухало и установил, каким жанрам
отдает предпочтение русский поэт, каким французский, каких у Сумарокова нет
совсем, и т. д. С его конечным выводом нельзя не согласиться: Таким образом,
Две эпистолы Сумарокова, при всей своей общей и частной зависимости от
Поэтического
искусства Бухало, представляли несомненный результат самостоятельного развития
русской литературы и именно поэтому сыграли . . . исключительную роль в
последующее
время. 8
Из сопоставления поэтических
трактатов Бухало и Сумарокова видно, что русский поэт занят был главным
образом теоретическим объяснением и обоснованием жанров, им разрабатывавшихся,
или таких, в развитии которых он был живо заинтересован, трагедии, комедии,
сатиры. Соответственно степени заинтересованности Сумарокова в развитии того
или иного жанра ему отведено больше или меньше строк в Эпистоле о стихотворстве.
В своей Эпистоле Сумароков отводит Ломоносовской оде почетное
место, хотя, так
сказать, для себя Сумароков уверен в большем общественно-литературном
резонансе трагедии:
Чувствительней
всего трагедия
сердцам. . .
В основу своей
эстетической
программы Сумароков положил идею рационалистического психологизма в духе
локковской
школы идею сопереживания как основы творческого процесса в поэзии вообще. Тут
он коренным образом разошелся с Ломоносовым.
Ломоносовскому
взгляду на
поэтическое творчество как результат наития, вдохновения, поэтического
восторга Восторг внезапный дух пленил. . . Сумароков
противопоставил поэтическое как выражение нормального, а не особенного
состояния человеческого духа, как идущее от природы, а не чрезъестественное
состояние человеческих чувств:
Но хладен
будет стих и весь
твой плач притворство, Когда то говорит едино стихотворство: