Не представляйся мне стеняща
предо мноюНе представляйся мне стеняща предо мною,
И дай хотя на час
пристанище покоюНе
мучь меня моей ты варварской виною
Хоть на минуту
дай мне мысль
мою собрать Хореев, и с ним Заглох . . . ах
Что ему сказать
Волнуется вся
кровь, не держат
тела ноги. Подай седалище. Садится.
208
Снисходительно и свысока
изображая своих критиков в комедиях, Сумароков не мог не посчитаться с теми
суждениями зоилов, в которых указывались действительно существенные недостатки
его трагедий, существенное с точки зрения эстетики разумной ясности, принятой
в это время, несмотря
на жестокую личную вражду, и Сумароковым, и Тредиаковским, и даже отчасти
Ломоносовым.
При первой же представившейся
возможности Сумароков внес серьезные изменения в текст Хорева, 30 во
многих
случаях точно следуя замечаниям Тредиаковского. Эти замечания вовсе не
ограничиваются собственно стилистикой лексикой и тропами. Тредиаковский
подвергает критике все и композицию трагедии, и характеры, и философскую ее
проблематику, последовательно применяя в разборе Хорева принципы
рационалистической эстетики.
Его особенно
возмутил монолог Эстрады
д. III, ев. 2, в котором она отвечает на реплику Оснельды:
Оснельда
Хотя душа
чиста, но погибает
слава. И, может быть, уж я действительно грешу, Что я в девичестве сим
пламенем дышу. Какое следствие любовным вижу шуткам
А с т
р. а д. а
Тебе ль
последовать безумным
предрассудкам, Которой естество здоровый дало ум, Ко истреблению
простонародных дум Чтоб наше естество суровствуя страдало, Обыкновение то в
людях основало. Обычай, ты всему устав во свете сем, Предрассуждение
правительствует в нем, Безумье правила житья установляет, А легкомыслие те
правы утверждает И, возлагаючи на разум бремена, Дают невинности бесчестны
имена. Любовь без следствие худых незапрещенна Сей слабости вся исполнена
вселена,
Противься только в том побочно естеству, Не свету, одному покорствуй
божеству. 31
В рассуждениях Эстрады
Тредиаковский, и вполне справедливо, уловил сенсуалистическую
мораль, естественное
209
право и, как ему
показалось, даже
атеизм, хотя в этом своем обвинении он допускает известное преувеличение, так
как дальше деизма Сумароков, конечно, идти не решается. Комментируя монолог
Эстрады,
Тредиаковский пишет: Все сие ложь все сие нечестие все сие вред добронравию
сие есть точное учение Спинозино и Гоббезиево, а сии люди давно уже
оглашены, справедливо,
атеистами. Не обычай во свете сем устав всему, но есть право естественное от
Создателя естества
вкорененное в естество. Не предрассуждение,