serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 130


Не представляйся мне стеняща предо мноюНе представляйся мне стеняща предо мною,

И дай хотя на час пристанище покоюНе мучь меня моей ты варварской виною

Хоть на минуту дай мне мысль мою собрать Хореев, и с ним Заглох . . . ах Что ему сказать

Волнуется вся кровь, не держат тела ноги. Подай седалище. Садится.

 

208

Снисходительно и свысока изображая своих критиков в комедиях, Сумароков не мог не посчитаться с теми суждениями зоилов, в которых указывались действительно существенные недостатки его трагедий, существенное с точки зрения эстетики разумной ясности, принятой в это время, несмотря на жестокую личную вражду, и Сумароковым, и Тредиаковским, и даже отчасти Ломоносовым.

При первой же представившейся возможности Сумароков внес серьезные изменения в текст Хорева, 30 во многих случаях точно следуя замечаниям Тредиаковского. Эти замечания вовсе не ограничиваются собственно стилистикой лексикой и тропами. Тредиаковский подвергает критике все и композицию трагедии, и характеры, и философскую ее проблематику, последовательно применяя в разборе Хорева принципы рационалистической эстетики.

Его особенно возмутил монолог Эстрады д. III, ев. 2, в котором она отвечает на реплику Оснельды:

Оснельда

 

Хотя душа чиста, но погибает слава. И, может быть, уж я действительно грешу, Что я в девичестве сим пламенем дышу. Какое следствие любовным вижу шуткам

 

А с т р. а д. а

Тебе ль последовать безумным предрассудкам, Которой естество здоровый дало ум, Ко истреблению простонародных дум Чтоб наше естество суровствуя страдало, Обыкновение то в людях основало. Обычай, ты всему устав во свете сем, Предрассуждение правительствует в нем, Безумье правила житья установляет, А легкомыслие те правы утверждает И, возлагаючи на разум бремена, Дают невинности бесчестны имена. Любовь без следствие худых незапрещенна Сей слабости вся исполнена вселена, Противься только в том побочно естеству, Не свету, одному покорствуй божеству. 31

В рассуждениях Эстрады Тредиаковский, и вполне справедливо, уловил сенсуалистическую мораль, естественное

209

право и, как ему показалось, даже атеизм, хотя в этом своем обвинении он допускает известное преувеличение, так как дальше деизма Сумароков, конечно, идти не решается. Комментируя монолог Эстрады, Тредиаковский пишет: Все сие ложь все сие нечестие все сие вред добронравию сие есть точное учение Спинозино и Гоббезиево, а сии люди давно уже оглашены, справедливо, атеистами. Не обычай во свете сем устав всему, но есть право естественное от Создателя естества вкорененное в естество. Не предрассуждение,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика