serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 131


то есть ложное мнение, правительствует в мире, но правда и честность естественная. Не безумие правила жития установляет, но разумная любовь к добру естественному. Не легкомыслие те права утверждает, но благоразумное и зрелое рассуждение, смотря на сходство с естественным порядком, оные одобряет. Не возлагаются на разум бремена: инока, был бы он невольником в своих рассуждениях и, следовательно, не разумом:2 Тредиаковский различает, следовательно, два направления среди теоретиков естественного права. Отвергая гоббсовские взгляды, он следует за Гроцием и Томазиусом, считавшими альтруизм, а не эгоизм основным свойством природы человека. Эстрада, продолжает Тредиаковский, велит Оснельде, И. С. любиться по растленному природному желанию, не смотря ни на правоту, ни на честность: ибо ей естество здоровый дало ум простонародных мыслей к истреблению, а чрез простонародные мысли разумеются здесь всеобщие человеческого рода мнения. Нет по сему нужды в божиих, на природе основанных, и с честности соединенных, заповедях, не нужны и человеческие законоположения на божиих утвержденные: одной токмо природе, но природе поврежденной по падении, должно последовать. 33

В реплике Оснельды и монологе Эстрады Тредиаковский помимо религиозно-философских заблуждений находит множество стилистических погрешностей, связанных в конечном счете с этическим пафосом трагедии в целом.

. . . Авторов искусство не очень обильно: он трагическую свою любовь и сам называет шутками, говоря в Оснельдиной персоне: Какое следствие любовным вижу шуткам. 210

Не спорим, трагическая любовь есть шутка, однако трагическому автору, как представляющему будто важное дело, не надлежало ее называть шуткою: ибо подлинно любовь есть очень не шутка, да и смотрители хотя знают, что все то есть в трагедии притворно, однако полагают важною правдою. 3

И в монологе Эстрады Тредиаковский находит то, что он называет противословием, т. е. выражения типа приятная приятность, над которыми издевался в Тресотиниусе Сумароков, вспоминая давние стихи и трактаты Тредиаковского. Приведя строку

 

Противься только в том побочно естеству,

Тредиаковский говорит: Как Госпожа Эстрада велит противиться не противно естеству Но что сие значит Может ли кто противиться естеству и в тяж самое время быть ему без сопротивления. . Казалось бы, что автор взял слово побочно за противно, как то и Гамлетом у него поборник взят за противник. Но в сем ознаменовании, какой будет разум в оном стихе противься только в том противно естеству. 3

В издании 1768 г. Сумароков выбросил и отмеченную Тредиаковским строку из реплики Оснельды и весь монолог Эстрады, проникнутый пафосом реабилитации страстей.

Осуждая трагедии Сумарокова главным образом Хореев с точки зрения эстетики классицизма, Тредиаковский высказывался в своем Письме по ряду важнейших проблем композиции, изображения характеров, общей моральной направленности и т. д. , ссылаясь часто при этом на его Эпистолу о стихотворстве.

 

4

 

Ломоносов как будто не вмешивался в эту полемику. Эпиграмма его, высмеивающая известную строку из сумароковского Гамлета, может быть и связана с возражениями Тредиаковского против такого переосмысления слова тронуть, но выглядит скорей дружеской шуткой, чем полемической репликой. Никаких следов прямого участия

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Умер автор песни Oh Happy Day Эдвин Хокинс
Стало известно о смерти американского музыканта Эдвина Хокинса. Он скончался в возрасте 74 лет.
Мединский назвал «Движение вверх» самым удачным российским фильмом
Глава Минкультуры отметил спортивную драму «Движение вверх». Об этом Владимир Мединский написал в своей авторской колонке на сайте ТАСС.
Бокс-офис России: «Движение вверх» побило один из рекордов «Аватара»
«Движение вверх» продолжает показывать высокую — в два раза выше средней за уик-энд — наработку по зрителям на сеанс, почти 60 человек в зале.
Актера из «Бумера» госпитализировали
Актер пожелал своим поклонникам здоровья. Сергей Горобченко известен по роли Пети Рамы в фильме «Бумер» 2003 года.
Продажи альбомов Cranberries подскочили после смерти солистки
Спрос на музыку Cranberries резко увеличился после известий о внезапной смерти солистки коллектива Долорес О'Риордан.
В Саудовской Аравии впервые за 35 лет показали фильм на широком экране
Впервые за 35 лет в Саудовской Аравии показали художественный фильм на широком экране.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика