serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 131


то есть ложное мнение, правительствует в мире, но правда и честность естественная. Не безумие правила жития установляет, но разумная любовь к добру естественному. Не легкомыслие те права утверждает, но благоразумное и зрелое рассуждение, смотря на сходство с естественным порядком, оные одобряет. Не возлагаются на разум бремена: инока, был бы он невольником в своих рассуждениях и, следовательно, не разумом:2 Тредиаковский различает, следовательно, два направления среди теоретиков естественного права. Отвергая гоббсовские взгляды, он следует за Гроцием и Томазиусом, считавшими альтруизм, а не эгоизм основным свойством природы человека. Эстрада, продолжает Тредиаковский, велит Оснельде, И. С. любиться по растленному природному желанию, не смотря ни на правоту, ни на честность: ибо ей естество здоровый дало ум простонародных мыслей к истреблению, а чрез простонародные мысли разумеются здесь всеобщие человеческого рода мнения. Нет по сему нужды в божиих, на природе основанных, и с честности соединенных, заповедях, не нужны и человеческие законоположения на божиих утвержденные: одной токмо природе, но природе поврежденной по падении, должно последовать. 33

В реплике Оснельды и монологе Эстрады Тредиаковский помимо религиозно-философских заблуждений находит множество стилистических погрешностей, связанных в конечном счете с этическим пафосом трагедии в целом.

. . . Авторов искусство не очень обильно: он трагическую свою любовь и сам называет шутками, говоря в Оснельдиной персоне: Какое следствие любовным вижу шуткам. 210

Не спорим, трагическая любовь есть шутка, однако трагическому автору, как представляющему будто важное дело, не надлежало ее называть шуткою: ибо подлинно любовь есть очень не шутка, да и смотрители хотя знают, что все то есть в трагедии притворно, однако полагают важною правдою. 3

И в монологе Эстрады Тредиаковский находит то, что он называет противословием, т. е. выражения типа приятная приятность, над которыми издевался в Тресотиниусе Сумароков, вспоминая давние стихи и трактаты Тредиаковского. Приведя строку

 

Противься только в том побочно естеству,

Тредиаковский говорит: Как Госпожа Эстрада велит противиться не противно естеству Но что сие значит Может ли кто противиться естеству и в тяж самое время быть ему без сопротивления. . Казалось бы, что автор взял слово побочно за противно, как то и Гамлетом у него поборник взят за противник. Но в сем ознаменовании, какой будет разум в оном стихе противься только в том противно естеству. 3

В издании 1768 г. Сумароков выбросил и отмеченную Тредиаковским строку из реплики Оснельды и весь монолог Эстрады, проникнутый пафосом реабилитации страстей.

Осуждая трагедии Сумарокова главным образом Хореев с точки зрения эстетики классицизма, Тредиаковский высказывался в своем Письме по ряду важнейших проблем композиции, изображения характеров, общей моральной направленности и т. д. , ссылаясь часто при этом на его Эпистолу о стихотворстве.

 

4

 

Ломоносов как будто не вмешивался в эту полемику. Эпиграмма его, высмеивающая известную строку из сумароковского Гамлета, может быть и связана с возражениями Тредиаковского против такого переосмысления слова тронуть, но выглядит скорей дружеской шуткой, чем полемической репликой. Никаких следов прямого участия

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Съемки пятой части фильма «Гардемарины-1787. Война» продолжат в Крыму
Пятая часть фильма расскажет зрителям о русско-турецком вооруженном противостоянии. Действия происходят в 1787 году. Главными героями станут бывшие гардемарины и их повзрослевшие дети.
Кончаловский призвал создателей ремейка «Иронии судьбы» заплатить вдове Эльдара Рязанова
Съемки картины начнутся в Бостоне летом. Кончаловский прокомментировал эту новость в разговоре с "Экспресс газетой" и заявил, что создатели ремейка должны заплатить гонорар вдове Эльдара Рязанова, который является автором оригинальной картины.
Фильм Гая Ричи «Грех человеческий» показали в Петербурге до премьеры
Главную роль в новой ленте автора «Большого куша» и «Джентльменов» играет лучший артист его ранних работ Джейсон Стэйтем. По сценарию он – некий таинственный мужчина, который устраивается на работу инкассатором.
В Калуге завершился кинофестиваль «Циолковский»
В субботу, 17 апреля, в Калуге завершился Международный фестиваль фильмов и программ о космосе «Циолковский». На участие в конкурсе претендовало 800 фильмов из более чем 80 стран мира.
В сети опубликован трейлер второго сезона «Любовь, смерть и роботы»
На YouTube-канале «AvatarIII» был опубликован трейлер второго сезона анимационного сериала стриминговой платформы «Netflix» под названием «Любовь, смерть и роботы» до его официальной премьеры. Позже видеозапись заблокировали «в целях соблюдения авторских прав».
Группа «Ногу свело» объявила о переносе концертов из-за давления властей
Группа, в последние несколько лет активно поддерживающая оппозиционное движение, столкнулась с внезапным демаршем организаторов концертов, а на тех, в свою очередь, надавили чиновники, пишет Покровский.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика