serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 131


то есть ложное мнение, правительствует в мире, но правда и честность естественная. Не безумие правила жития установляет, но разумная любовь к добру естественному. Не легкомыслие те права утверждает, но благоразумное и зрелое рассуждение, смотря на сходство с естественным порядком, оные одобряет. Не возлагаются на разум бремена: инока, был бы он невольником в своих рассуждениях и, следовательно, не разумом:2 Тредиаковский различает, следовательно, два направления среди теоретиков естественного права. Отвергая гоббсовские взгляды, он следует за Гроцием и Томазиусом, считавшими альтруизм, а не эгоизм основным свойством природы человека. Эстрада, продолжает Тредиаковский, велит Оснельде, И. С. любиться по растленному природному желанию, не смотря ни на правоту, ни на честность: ибо ей естество здоровый дало ум простонародных мыслей к истреблению, а чрез простонародные мысли разумеются здесь всеобщие человеческого рода мнения. Нет по сему нужды в божиих, на природе основанных, и с честности соединенных, заповедях, не нужны и человеческие законоположения на божиих утвержденные: одной токмо природе, но природе поврежденной по падении, должно последовать. 33

В реплике Оснельды и монологе Эстрады Тредиаковский помимо религиозно-философских заблуждений находит множество стилистических погрешностей, связанных в конечном счете с этическим пафосом трагедии в целом.

. . . Авторов искусство не очень обильно: он трагическую свою любовь и сам называет шутками, говоря в Оснельдиной персоне: Какое следствие любовным вижу шуткам. 210

Не спорим, трагическая любовь есть шутка, однако трагическому автору, как представляющему будто важное дело, не надлежало ее называть шуткою: ибо подлинно любовь есть очень не шутка, да и смотрители хотя знают, что все то есть в трагедии притворно, однако полагают важною правдою. 3

И в монологе Эстрады Тредиаковский находит то, что он называет противословием, т. е. выражения типа приятная приятность, над которыми издевался в Тресотиниусе Сумароков, вспоминая давние стихи и трактаты Тредиаковского. Приведя строку

 

Противься только в том побочно естеству,

Тредиаковский говорит: Как Госпожа Эстрада велит противиться не противно естеству Но что сие значит Может ли кто противиться естеству и в тяж самое время быть ему без сопротивления. . Казалось бы, что автор взял слово побочно за противно, как то и Гамлетом у него поборник взят за противник. Но в сем ознаменовании, какой будет разум в оном стихе противься только в том противно естеству. 3

В издании 1768 г. Сумароков выбросил и отмеченную Тредиаковским строку из реплики Оснельды и весь монолог Эстрады, проникнутый пафосом реабилитации страстей.

Осуждая трагедии Сумарокова главным образом Хореев с точки зрения эстетики классицизма, Тредиаковский высказывался в своем Письме по ряду важнейших проблем композиции, изображения характеров, общей моральной направленности и т. д. , ссылаясь часто при этом на его Эпистолу о стихотворстве.

 

4

 

Ломоносов как будто не вмешивался в эту полемику. Эпиграмма его, высмеивающая известную строку из сумароковского Гамлета, может быть и связана с возражениями Тредиаковского против такого переосмысления слова тронуть, но выглядит скорей дружеской шуткой, чем полемической репликой. Никаких следов прямого участия

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика