serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 133


падежом причастия, как советовал Тредиаковский. Еще более характерен для отношения Ломоносова к спору Тредиаковского с Сумароковым пример со словом поборник. В Гамлете Клавдий так сам себя характеризует:

Се, боже, пред тобой сей мерзкий человек, Который срамотой одной наполнил век, Поборник истины, бесстыдных дел рачитель, Враг твой, враг ближнего, убийца и мучитель.

Д. II, ев. 1

По поводу этого образца сумароковского стиля Тредиаковский злорадно писал: Но славное в Гамлете слово поборник, в действии II, в ев. 1, выговоренное Клавдиям, сколько в ложном ознаменовании употреблено, столько и в смешном, для того, что сие показывает, что . . . автор мало бывает в церькве . . . ибо инока . . . мог услышать . . . что слово поборник значит не противника, но защитника и споспешника Ш.

Ломоносов ввел слово поборник в свое переложение 70-го псалма именно в том смысле, в котором его толковал Тредиаковский, и вовсе не потому, что этого требовал текст оригинала:

Поборник мне и бог мой буди Против стремящихся врагов И бренной сей и тленной груди Стена, защита и покров.

213

Напротив, в Псалме 70 слова поборник нет вообще, и тексту, переложенному Ломоносовым, соответствуют следующие слова Псалтыри: Буди ми в бога защитителя, и в место крепко спаси мя: яко утверждение мое и прибежище мое оси ты. Сначала Ломоносов хотел поставить в первой строке защитник, но потом остановился на окончательной редакции. Поборник у него употреблено именно в том значении, которое так снисходительно объяснял Сумарокову Тредиаковский.

Внимательное изучение правки, которую произвел Ломоносов в своих стихах 1740-х годов для издания 1751 г. , доказывает, во-первых, что Ломоносов Письмо Тредиаковского читал и, во-вторых, что суждения последнего даже по вопросам высокой поэзии были Ломоносовым серьезно продуманы и частично нашли у него практическое применение.

Уже в замечаниях по поводу сумароковского употребления слова дающую Тредиаковский отмечал, как большой недостаток его стиля, разрыв между логическим подлежащим и управляемыми словами, в результате чего нарушается логическая связь между строфами. Ломоносов не пропустил и этого замечания Тредиаковского. В Вечернем размышлении и в редакции Риторики 1748 г. вся вторая строфа состояла из придаточных предложений, отнесенных к слову бездна в первой строфе:

Открылась бездна звезд полна: Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Как персть между высоких гор, Так гибнет в ней мой ум и взор.

Ломоносов, по- видимому, заметил этот недостаток логической связи. Он испробовал сначала такой вариант двух последних строк:

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Музыкант не боится лишиться гражданства США после выступления в Крыму
Участник интернационального коллектива Double Bass Project Грегори Хатчинсон не боится потерять гражданство США после выступления на международном джазовом фестивале Koktebel Jazz Party в Крыму. Об этом, как передает РИА «Новости», заявил сам музыкант на пресс-конференции в Коктебеле.
«Звездный» выход из ЕС: Голливуд снимет сериал про Brexit
Отмечается, что в основу сюжета лягут детали выхода Великобритании из состава Европейского союза. Издание сообщается, что сериал будет состоять из шести эпизодов. Главным персонажем планируется сделать американского социолога Гэрри Ганстера, который оказал значительную поддержку сторонникам Brexit.
Режиссёр хоррора «Проклятие Аннабель» хранит дома демоническую куклу
Шведский кинорежиссёр хорроров Дэвид Сандберг хранит в своём доме демоническую куклу. Как сообщает USA Today, своеобразный сувенир остался со съёмок фильма "Проклятие Аннабель: Зарождение зла" и теперь обитает в спальне для гостей.
Спектакль «Феномен» репетируют в алтайском театре драмы
Репетиции спектакля по пьесе Григория Горина «Феномены» проходят в алтайском театре драмы.
В США скончался польский писатель и сценарист Януш Гловацкий
Стало известно о смерти польского писателя и сценариста Януша Гловацкого. Он умер в возрасте 78 лет в США. Об этом сообщила его жена - актриса Олена Леоненко-Гловацкая.
Хакеры пригрозили НВО выложить финал седьмого сезона «Игры престолов»
Хакеры, взломавшие сайт НВО, пригрозили выложить финал седьмого сезона "Игры престолов" до официальной премьеры.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика