serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 133


падежом причастия, как советовал Тредиаковский. Еще более характерен для отношения Ломоносова к спору Тредиаковского с Сумароковым пример со словом поборник. В Гамлете Клавдий так сам себя характеризует:

Се, боже, пред тобой сей мерзкий человек, Который срамотой одной наполнил век, Поборник истины, бесстыдных дел рачитель, Враг твой, враг ближнего, убийца и мучитель.

Д. II, ев. 1

По поводу этого образца сумароковского стиля Тредиаковский злорадно писал: Но славное в Гамлете слово поборник, в действии II, в ев. 1, выговоренное Клавдиям, сколько в ложном ознаменовании употреблено, столько и в смешном, для того, что сие показывает, что . . . автор мало бывает в церькве . . . ибо инока . . . мог услышать . . . что слово поборник значит не противника, но защитника и споспешника Ш.

Ломоносов ввел слово поборник в свое переложение 70-го псалма именно в том смысле, в котором его толковал Тредиаковский, и вовсе не потому, что этого требовал текст оригинала:

Поборник мне и бог мой буди Против стремящихся врагов И бренной сей и тленной груди Стена, защита и покров.

213

Напротив, в Псалме 70 слова поборник нет вообще, и тексту, переложенному Ломоносовым, соответствуют следующие слова Псалтыри: Буди ми в бога защитителя, и в место крепко спаси мя: яко утверждение мое и прибежище мое оси ты. Сначала Ломоносов хотел поставить в первой строке защитник, но потом остановился на окончательной редакции. Поборник у него употреблено именно в том значении, которое так снисходительно объяснял Сумарокову Тредиаковский.

Внимательное изучение правки, которую произвел Ломоносов в своих стихах 1740-х годов для издания 1751 г. , доказывает, во-первых, что Ломоносов Письмо Тредиаковского читал и, во-вторых, что суждения последнего даже по вопросам высокой поэзии были Ломоносовым серьезно продуманы и частично нашли у него практическое применение.

Уже в замечаниях по поводу сумароковского употребления слова дающую Тредиаковский отмечал, как большой недостаток его стиля, разрыв между логическим подлежащим и управляемыми словами, в результате чего нарушается логическая связь между строфами. Ломоносов не пропустил и этого замечания Тредиаковского. В Вечернем размышлении и в редакции Риторики 1748 г. вся вторая строфа состояла из придаточных предложений, отнесенных к слову бездна в первой строфе:

Открылась бездна звезд полна: Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Как персть между высоких гор, Так гибнет в ней мой ум и взор.

Ломоносов, по- видимому, заметил этот недостаток логической связи. Он испробовал сначала такой вариант двух последних строк:

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Создатели «Игры престолов» превратят декорации в парки развлечений
В парках будут выставлены также декорации, костюмы, артефакты и другие интересные вещи со съёмок «Игры престолов».
Продюсер «Звездных войн» Гэри Куртц на 79-м году ушел из жизни
Куртц работал над тремя частями известной франшизы Известный режиссер Гэри Куртц скончался в возрасте 78 лет, об этом сообщают американские издания.
Мел Гибсон снимет ремейк культового вестерна «Дикая банда»
Звучит всё очень неплохо: Мел, пишет THR, планирует снять ремейк классического культового вестерна 1969 года "Дикая банда" (The Wild Bunch).
Режиссёр Найшуллер объяснил провал клипа «Ленинграда» на трек «Цой»
Режиссёр Илья Найшуллер, снявший для Сергея Шнурова и группы «Ленинград» клип на композицию «Цой», объяснил причину провала видео у зрителей.
В Сети появилось видео момента падения Дженнифер Лопес на концерте
Певица не устояла на ногах В Сети гуляет видео с концерта американской актрисы и певицы 49-летней Дженнифер Лопес, которая на собственном концерте умудрилась упасть на сцене.
50 лет исполняется 25 сентября голливудскому актеру Уиллу Смиту
Каждый год с участием актера выходит по два-три фильма, вот, например, в настоящее время также отметивший совсем недавно юбилей Гай Ричи завершает работу над семейной картиной "Аладдин", в которой Уилл Смит исполнил главную роль.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика