serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 145


и, во-вторых, что те пародии Сумарокова, в которых высмеивается нюнь, были известны Ломоносову никак не позже зимы 175657 г. Так мы получили границы того отрезка времени, когда могли появиться вздорные оды нижнюю вторую половину 1751 г. и верхнюю зиму 175657 г.

Приведенные выше соображения позволяют точнее, чем это делалось до сих пор, определить хотя бы предварительно временные границы того периода литературной борьбы, к которому следует отнести появление вздорных од.

При дальнейшем уточнении их хронологии следует, как нам кажется, отказаться от одного очень понятного, но досадного и мешающего предубеждения в отношении того, какие же произведения Ломоносова пародировал Сумароков. И самое название оды вздорные хотя неизвестно, принадлежит ли оно Сумарокову, и очевидные доказательства пародирования конкретных одических тем и образов

232

не оставляли, как будто, места для сомнений. Считалось, что Сумароков пародировал и высмеивал оды Ломоносова.

Искать в сумароковских пародиях откликов на другие стихотворные жанры Ломоносовского творчества следует хотя бы уже потому, что Сумароков, отдавая должное лирическому, т. е. одическому творчеству Ломоносова, был самого низкого мнения о прочих видах его поэтической деятельности. И через два десятка лет, прошедших с того времени, когда началась их литературная распря, он писал: Вся слава стихотворения г. Ломоносова в одних его одах состоит, а прочие его стихотворные сочинения и посредственного в нем пиита не показывают. 72

В действительности, и это легко можно доказать сопоставлениями текстов, Сумароков пародировал не только оды, но и другие стихотворные произведения Ломоносова. В оде вздорной можно указать на явное пародирование некоторых образов из Письма о пользе стекла:

Письмо о пользе стекла

Ода вздорная II

 

Когда неистовой свирепствуя Борей. . . Уже горят царей там древние жилища. . . Подобный их сердцам Борей, подняв пучину, Навел их животу и варварству кончину. . . Когда бы Аристарх завистливым Клеантом Не назван был в суде неистовым Гигантом, Дерзнувшим землю всю от тверди потрясти.

Борей, золясь, ревет и стонет. Богов жилища разрушают. . . Борей, золясь, ревет и стонет, Япония в пучине тонет. . .

Гиганты руки возвышают

Разят горами в твердь небес.

 

К числу этих прочих сочинений стихотворных Сумароков, конечно, относил и трагедии Ломоносова. Поэтому следует поискать в одах вздорных отражения стилистики трагедий Ломоносова.

Так, в I оде вздорной центральное место занимает появление Нептуна:

Нептун из пропастей выходит, Со власы его валы текут, Главою небесам касаясь, Пучины топчет пирамид;

233

Где только ступит, таимо ров. Под тяжкою его пятою Свирепы волны раздаются, Чудовища ко дну бегут.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика