serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 145


и, во-вторых, что те пародии Сумарокова, в которых высмеивается нюнь, были известны Ломоносову никак не позже зимы 175657 г. Так мы получили границы того отрезка времени, когда могли появиться вздорные оды нижнюю вторую половину 1751 г. и верхнюю зиму 175657 г.

Приведенные выше соображения позволяют точнее, чем это делалось до сих пор, определить хотя бы предварительно временные границы того периода литературной борьбы, к которому следует отнести появление вздорных од.

При дальнейшем уточнении их хронологии следует, как нам кажется, отказаться от одного очень понятного, но досадного и мешающего предубеждения в отношении того, какие же произведения Ломоносова пародировал Сумароков. И самое название оды вздорные хотя неизвестно, принадлежит ли оно Сумарокову, и очевидные доказательства пародирования конкретных одических тем и образов

232

не оставляли, как будто, места для сомнений. Считалось, что Сумароков пародировал и высмеивал оды Ломоносова.

Искать в сумароковских пародиях откликов на другие стихотворные жанры Ломоносовского творчества следует хотя бы уже потому, что Сумароков, отдавая должное лирическому, т. е. одическому творчеству Ломоносова, был самого низкого мнения о прочих видах его поэтической деятельности. И через два десятка лет, прошедших с того времени, когда началась их литературная распря, он писал: Вся слава стихотворения г. Ломоносова в одних его одах состоит, а прочие его стихотворные сочинения и посредственного в нем пиита не показывают. 72

В действительности, и это легко можно доказать сопоставлениями текстов, Сумароков пародировал не только оды, но и другие стихотворные произведения Ломоносова. В оде вздорной можно указать на явное пародирование некоторых образов из Письма о пользе стекла:

Письмо о пользе стекла

Ода вздорная II

 

Когда неистовой свирепствуя Борей. . . Уже горят царей там древние жилища. . . Подобный их сердцам Борей, подняв пучину, Навел их животу и варварству кончину. . . Когда бы Аристарх завистливым Клеантом Не назван был в суде неистовым Гигантом, Дерзнувшим землю всю от тверди потрясти.

Борей, золясь, ревет и стонет. Богов жилища разрушают. . . Борей, золясь, ревет и стонет, Япония в пучине тонет. . .

Гиганты руки возвышают

Разят горами в твердь небес.

 

К числу этих прочих сочинений стихотворных Сумароков, конечно, относил и трагедии Ломоносова. Поэтому следует поискать в одах вздорных отражения стилистики трагедий Ломоносова.

Так, в I оде вздорной центральное место занимает появление Нептуна:

Нептун из пропастей выходит, Со власы его валы текут, Главою небесам касаясь, Пучины топчет пирамид;

233

Где только ступит, таимо ров. Под тяжкою его пятою Свирепы волны раздаются, Чудовища ко дну бегут.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Умер автор песни Oh Happy Day Эдвин Хокинс
Стало известно о смерти американского музыканта Эдвина Хокинса. Он скончался в возрасте 74 лет.
Мединский назвал «Движение вверх» самым удачным российским фильмом
Глава Минкультуры отметил спортивную драму «Движение вверх». Об этом Владимир Мединский написал в своей авторской колонке на сайте ТАСС.
Бокс-офис России: «Движение вверх» побило один из рекордов «Аватара»
«Движение вверх» продолжает показывать высокую — в два раза выше средней за уик-энд — наработку по зрителям на сеанс, почти 60 человек в зале.
Актера из «Бумера» госпитализировали
Актер пожелал своим поклонникам здоровья. Сергей Горобченко известен по роли Пети Рамы в фильме «Бумер» 2003 года.
Продажи альбомов Cranberries подскочили после смерти солистки
Спрос на музыку Cranberries резко увеличился после известий о внезапной смерти солистки коллектива Долорес О'Риордан.
В Саудовской Аравии впервые за 35 лет показали фильм на широком экране
Впервые за 35 лет в Саудовской Аравии показали художественный фильм на широком экране.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика