и, во-вторых, что те пародии
Сумарокова, в которых высмеивается нюнь, были известны Ломоносову никак не
позже зимы 175657 г.
Так мы получили границы того отрезка времени, когда могли появиться вздорные
оды нижнюю вторую половину 1751 г. и верхнюю зиму 175657 г.
Приведенные выше соображения
позволяют точнее, чем это делалось до сих пор, определить хотя бы
предварительно временные границы того периода литературной борьбы, к которому
следует отнести появление вздорных од.
При дальнейшем уточнении их
хронологии следует, как нам кажется, отказаться от одного очень понятного, но
досадного и мешающего предубеждения в отношении того, какие же произведения
Ломоносова пародировал Сумароков. И самое название оды вздорные хотя
неизвестно, принадлежит ли оно Сумарокову, и очевидные доказательства
пародирования конкретных одических тем и образов
232
не оставляли, как
будто, места
для сомнений. Считалось, что Сумароков пародировал и высмеивал оды Ломоносова.
Искать в
сумароковских
пародиях откликов на другие стихотворные жанры Ломоносовского творчества
следует хотя бы уже потому, что Сумароков, отдавая должное
лирическому, т. е.
одическому творчеству Ломоносова, был самого низкого мнения о прочих видах
его поэтической деятельности. И через два десятка лет, прошедших с того
времени, когда началась их литературная распря, он писал: Вся слава
стихотворения г. Ломоносова в одних его одах состоит, а прочие его
стихотворные сочинения и посредственного в нем пиита не показывают.
72
В действительности, и
это легко можно доказать
сопоставлениями текстов, Сумароков пародировал не только оды, но и другие
стихотворные произведения Ломоносова. В оде вздорной можно указать на явное
пародирование некоторых образов из Письма о пользе стекла:
Письмо о пользе
стекла
Ода вздорная
II
Когда неистовой свирепствуя
Борей. . . Уже горят царей там древние жилища. . . Подобный их сердцам
Борей,
подняв пучину,
Навел их
животу и варварству кончину. . . Когда бы Аристарх завистливым Клеантом Не
назван был в суде неистовым Гигантом, Дерзнувшим землю всю от тверди потрясти.
Борей, золясь, ревет и
стонет. Богов жилища разрушают. . . Борей, золясь,
ревет и стонет, Япония в пучине тонет. . .
Гиганты руки возвышают
Разят горами в
твердь небес.
К числу этих прочих сочинений
стихотворных Сумароков, конечно, относил и трагедии Ломоносова. Поэтому
следует поискать в одах вздорных отражения стилистики трагедий Ломоносова.
Так, в I оде вздорной центральное место
занимает
появление Нептуна:
Нептун из
пропастей выходит, Со
власы его валы текут, Главою небесам касаясь, Пучины топчет пирамид;
233
Где только
ступит, таимо ров. Под
тяжкою его пятою Свирепы волны раздаются, Чудовища ко дну бегут.