serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 151


Перевод Тредиаковского:

Должно и тому равный иметь страх, кто не способен к сочинению стихов, однако дерзает. А чего б ради ему не дерзать Особливо ежели он сам господин, благородный, конному римскому дворянству положенную сумму денег Росциевъмуставом имеет и притом живет и служит беспорочно

 

Перевод Поповского:

Одни писать стихи никто лишь не стыдился, Хотя б поэзии он с роду не учился. Резон я дворянин, свободный человек, Богат с излишеством и честно прожил век. 82

 

По этим образчикам переводческого метода Поповского можно судить, какова тенденция перевода в целом.

Поповский, более чем Тредиаковский, озабочен соблюдением различий между высокими и средними или низкими поэтическими жанрами. Поэтому у него все, что относится к проблеме слога, выражено гораздо энергичнее, последовательнее и категоричнее. Мысль о необходимости соблюдения ровности в стиле Тредиаковский излагает так:

Правда, я знаю, что живописцы и пииты всегда имели равную власть дерзать на все в своем художестве, а вольности сея и я сам себе прошу и даю ее другим взаимно, однако не толь самовольно и дерзновенно, чтоб уж тихое совокуплять с неспокойным. . .

 

У Поповского этой мысли придан иной смысл:

 

Пиите, знаю я, и живописцу с ним Возможно вымыслом представить все своим. Сей вольности себе и от других желаем, И сами то другим охотно позволяем; Но ей пределы в том природою даны, Чтоб с бурей не смешать любезной тишины. 83

Тредиаковский говорит о поэтической вольности вообще, о границах поэтического произвола. Гораций в переводе Тредиаковского никак не приближен к литературным проблемам русской жизни середины XVIII в. Поповский взамен общего рассуждения о вольности, допустимой поэтическому воображению, дает конкретное определение границ вымысла, т. е. поэтической фантазии, 242

следуя за Ломоносовым, уделившим так много внимания определению природы поэтического вымысла и его соотношению с действительностью, с жизнью. 84

Поповский последовательно усиливает нормативность Горациевского текста. Он всегда точно указывает, что и как надо делать. Поэтому у него получает более конкретный, приближенный к условиям русского литературного движения эпохи классицизма смысл противопоставление были вымыслу.

Тредиаковский так излагает это место из Искусства поэзии: Писатели или предлагайте ведомую всем повесть, или приличную вымышляйте и вероятную. 85

Поповский вместо ведомой всем повести говорит о были, а взамен приличного и вероятного требует верности природе:

Быль точно так пиши, как говорят в народе, А вымысел чтоб во всем ответствовал природе. 86

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Абрамович поможет Пермскому оперному театру
Роман Абрамович поможет найти архитектора для строительства новой сцены Пермского театра оперы и балета. Сейчас проводят проектные работы, к ним хотят привлечь зарубежных специалистов. Строить новую сцену Пермского театра планируют в 2020 году.
Сводный детский хор готовится к открытию Ганзейских дней в Пскове
Эстонская песня у стен Изборской крепости привлекла немало внимания. А ведь это даже не половина сводного детского хора, который уже в четверг будет открывать Ганзейские дни в Пскове. А пока ребят знакомят с достопримечательностями.
Российские зрители увидят расширенную версию фильма «Мстители: Финал»
Новая версия картины «Мстители: Финал» выйдет в российский прокат 27 июня. Зрители смогут посмотреть её в формате IMAX. В расширенную версию вошли вырезанная сцена и обращение создателей фильма.
Джордж Клуни снимет постапокалиптическую драму для Netflix
В центре сюжета окажется одинокий учёный, который застрял в Арктике. Он пытается связаться с командой космического корабля, который держит путь на Землю. Фильм выйдет на Netflix и станет первым проектом Клуни, снятым для стримингового сервиса.
Вахтанг Кикабидзе прокомментировал сообщения о своей смерти
80-летний советский и грузинский киноактер, певец, народный артист Грузинской ССР Вахтанг Кикабидзе прокомментировал слухи о своей кончине, которые распространились накануне в грузинских СМИ.
Пельш получил звание почетного профессора МГУ
В 2016 году телеведущий снял о своем вузе документальный фильм "Самый умный в мире небоскреб", а в 1980-х создал в университете группу "Несчастный случай" Телеведущий Валдис Пельш и член-делегат Всекитайского собрания народных представителей КНР профессор Йидэ Ма получили звания почетных профессоров МГУ имени М. В. Ломоносова, передает ТАСС со ссылкой на ректора вуза Виктора Садовничего.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика