serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 152


Здесь Поповский, а следовательно, и Ломоносов, верны основному положению эстетики классицизма XVIII в. о подражании природе, воспринимаемой в духе философии деистического оптимизма. Поэтому он сближается по некоторым пунктам своего эстетического кредо с Эпистолой о стихотворстве Сумарокова. В своем своде законов поэтического искусства Сумароков требует от автора любовной песни или эклоги, чтоб он сам проникся тем чувством, которое хочет вызвать у читателя:

Но хладен будет стих и весь твой плач притворство Когда то говорит едино стихотворство: Но жалок будет склад, оставь и не трудись; Коль хочешь ты писать, так прежде ты влюбись.

Поповский повторяет эту мысль в своем переводе Горация, следуя оригиналу, где речь идет об авторе трагедий:

Сей обще всем закон дала природа нам, Чтоб соответствовать всегда других страстям; Коль радостен другой, и мы с ним веселимся, На слезы зря других, от жалости мутимся, Так прежде должен ты сам слезы испустить, Коль хочешь к жалости своей меня склонить. 8

243

У Горация этой мысли нет, и потому соответствующее место в переводе Тредиаковского звучит так:

Как с смеющимися смотрители смеются, так должно, чтоб они и с плачущими тоже имели человеческое чувствие, и показывали б оное на лице явно. 88

 

Сближение Ломоносова Поповского с общей линией Сумарокова и его последователей заметно не только в понимании природы творческого процесса, но и в отрицании крайностей высокого слога, в насмешках над его пустотой и надутостью. В своем переводе Поповский предостерегает поэта от стилистических крайностей:

 

Иль низких бегая и всенародных слов,

Не взнесся пышностью пустой до облаков. 89

 

Гораций в переводе-истолковании Поповского свидетельство, что из литературного спора 17521753 гг. Ломоносов сделал для себя некоторые очень существенные и конкретные выводы. В исходе полемической бури 17521753 гг. Ломоносов написал 16 октября 1753 г. письмо И. И. Шувалову, в котором он дал обоснование своей литературной позиции и принципов своего стиля. Существенно в этом письме, что именно Ломоносов защищает и какие доводы в оправдание правомерности и правильности своей позиции он приводит.

Список великих стихотворцев, на которых он ссылается, имеет такой вид: Гомер, Вергилий, Овидий, Камуенс Камоэнс. Здесь и героического духа поэты и нежной Овидий. Присутствие Камуенса в этом списке очень характерно. Ломоносов читал его во французском переводе и не мог поэтому воспринять стиль португальского поэта в его словесном выражении. В своей Риторике, на 158-й параграф которой Ломоносов ссылается в письме к Шувалову, он приводит как пример поэтического гиперболизма олицетворение-описание мыса Доброй Надежды из Лузиад. И все остальные примеры, которые Ломоносов приводит в оправдание своих поэтических принципов, гиперболы. Таковы четыре стиха из Илиады:

Внезапно встал Нептун с высокая горы, Пошел и тем потряс и лесы и бугры; Трикраты он ступал, четвертый шаг достигнул До места, в кое гнев и дух его подвигнул.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Группа Aerosmith исполнила в Москве песню в поддержку Манчестера
Американская рок-группа Aerosmith на прощальном концерте в Москве исполнила песню Dream On в поддержку пострадавших в результате теракта на «Манчестер Арене», где погибли 22 человека, 59 находятся в больницах.
В Канне почтили минутой молчания память жертв теракта в Манчестере
Актеры, режиссеры и организаторы Каннского кинофестиваля вышли на ступени Дворца фестивалей, чтобы почтить минутой молчания память жертв теракта в Манчестере.
Кинокритик: В Каннах картина Звягинцева обогнала даже фильм Ханеке
Главные премьеры юбилейного Каннского кинофестиваля, который проходит на Лазурном берегу Франции в 70-й раз уже состоялись. Специальный корреспондент НСН в Каннах, кинокритик Марина Латышева рассказала о самых интересных из них, а также главных ожиданиях от последних дней фестивальных показов.
Фильм Звягинцева возглавил рейтинг кинокритиков Каннского фестиваля
Новый фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» стал лидером в рейтинге кинокритиков, работающих на международном Каннском кинофестивале. Рейтинг кинолент основного конкурса киносмотра приводит журнал Screen.
Найк Борзов раскрыл тайну своего хобби
Известный рок-музыкант Найк Борзов признался в том, что давно увлекается живописью и пишет картины. Как сообщают СМИ, Борзов заявил, что часто бывает на выставках картин, а с помощью рисования пытается расслабиться и отрешиться от происходящего.
В Москве открывается выставка Антонио Гауди
В московском Музее современного искусства открывается выставка известного испанского архитектора Антонио Гауди.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика