serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 154


Он писал: Роскошь прохладных теней весьма странно ушам моим слышится. Роскошь тут головою не годится. А тени не прохладные, разве охлаждающие или прохлаждающие. 9

В оде 1754 г. есть такая строка:

 

И древ густых прохладна тень.

 

Ломоносов наполовину согласился с Сумароковым: он отказался от необыкновенно смелого метафорического сочетания, но подтвердил свое понимание правомерности эпитета прохладная в сочетании с тенью.

Временно торжество оказалось на стороне тех, кто считал уже недостаточной Ломоносовскую меру образности и предлагал свою, основанную на принципе ясности, часто слишком механистически прилагавшемся к живому движению поэзии.

246

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Русская поэзия XVIIXVIII вв. полна напряженной, страстной борьбы литературных направлений, за каждым из которых стояло определенное эстетическое отношение к действительности, к историческому бытию нации. Но и внутри каждого из литературных направлений XVIII столетия не было и не могло быть полного единства теоретических позиций и практических решений. Вернее, было единство целей, а о единстве направления можно говорить, только имея в виду буквальный смысл этого слова как стремление двигаться в определенную сторону, к решению общих литературно-эстетических задач. Острота литературной полемики конца 1740-х начала 1750-х годов объясняется именно общностью целей поэтической работы Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, во имя которой принципиальной критике подвергалось в поэтической практике все, что, как казалось каждому из участников литературного движения эпохи, противоречило общим законам их эстетической теории.

В поэтическом стиле Ломоносова наиболее ощутима основная эстетическая проблема, стоявшая перед русским классицизмом, проблема соотношения вещей и слов, явлений действительности и их литературного выражения.

Просветительский рационализм XVIIXVIII вв. стремился свести поэтическое слово к понятию, заменить поэтическую связь образов формально логической связью понятий.

Наиболее опасный противник классицизма в первой половине XVIII в. , поэзия барокко создавала особую поэтическую, словесно-образную сферу иррациональных 247

соотношений, совершенно оторванную от мира реальных вещей, от исторической действительности.

Творчество Ломоносова противостоит обеим этим тенденциям в разработке поэтического стиля. Поэтому так важно для него понятие меры, с которым он выступает, в частности, против крайностей итальянизации в творчестве своих молодых современников.

В свою очередь под влиянием критических выступлений сумароковцев в начале 1750-х годов Ломоносов и сам отказывается от некоторой чрезмерной, как казалось его критикам, смелости в метафорах.

Взятый в целом поэтический стиль Ломоносова подчиняется этому принципу меры, хотя и с колебаниями и отходами от него.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика