Он писал: Роскошь прохладных теней весьма странно ушам моим
слышится. Роскошь тут головою не годится. А тени не прохладные, разве
охлаждающие или прохлаждающие. 9
В
оде 1754 г. есть такая строка:
И древ густых
прохладна тень.
Ломоносов наполовину
согласился с Сумароковым: он отказался от необыкновенно смелого метафорического
сочетания, но подтвердил свое понимание правомерности эпитета прохладная в
сочетании с тенью.
Временно торжество
оказалось
на стороне тех, кто считал уже недостаточной Ломоносовскую меру образности и
предлагал свою, основанную на принципе ясности, часто слишком механистически
прилагавшемся к живому
движению поэзии.
246
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская поэзия XVIIXVIII вв. полна
напряженной, страстной борьбы литературных направлений, за каждым из которых
стояло определенное эстетическое отношение к действительности, к историческому
бытию нации. Но и внутри каждого из литературных направлений XVIII столетия не
было и не могло
быть полного единства теоретических позиций и практических
решений. Вернее, было
единство целей, а о единстве направления можно говорить, только имея в виду
буквальный смысл этого слова как стремление двигаться в определенную
сторону, к
решению общих литературно-эстетических задач. Острота литературной полемики
конца 1740-х начала 1750-х годов объясняется именно общностью целей
поэтической работы Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, во имя которой
принципиальной критике подвергалось в поэтической практике все, что, как
казалось каждому из участников литературного движения эпохи, противоречило
общим законам их эстетической теории.
В
поэтическом стиле Ломоносова
наиболее ощутима основная эстетическая проблема, стоявшая перед русским
классицизмом, проблема соотношения вещей и слов, явлений действительности и
их литературного выражения.
Просветительский рационализм XVIIXVIII
вв. стремился свести поэтическое слово к понятию, заменить поэтическую связь
образов формально логической связью понятий.
Наиболее опасный противник
классицизма в первой половине XVIII в. , поэзия барокко создавала особую
поэтическую, словесно-образную
сферу иррациональных 247
соотношений, совершенно
оторванную от мира реальных вещей, от исторической действительности.
Творчество Ломоносова
противостоит обеим этим тенденциям в разработке поэтического стиля. Поэтому
так важно для него понятие меры, с которым он выступает, в частности, против
крайностей итальянизации в творчестве своих молодых современников.
В
свою очередь под влиянием критических выступлений сумароковцев в начале 1750-х
годов Ломоносов и сам отказывается от некоторой чрезмерной, как казалось его
критикам, смелости в метафорах.
Взятый в целом поэтический
стиль Ломоносова подчиняется этому принципу меры, хотя и с колебаниями и
отходами от него.