serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 155


Поэтический стиль Ломоносова содержит в себе все основные для поэзии XVIII в. идейно-эстетические проблемы, разрешавшиеся еще долгое время после смерти Ломоносова всем последующим движением русской поэзии до пушкинской эпохи включительно.

Трудность в определении меры как принципа собственно стилистического, как критерия поэтического словоупотребления у Ломоносова обусловливалась механистическим в значительной степени пониманием соотношения частного и общего.

Поэзия Ломоносова, как и вся литература русского классицизма, это поэзия общего, поэзия общенациональных, общегосударственных, общефилософских вопросов и представлений. Частное, личное, индивидуальное в ней целиком подчинено общему, эмпирическое, конкретное идеальному, должному

И если это противоречие в Ломоносовской поэзии и Ломоносовском стиле запрятано глубоко, существует в скрытом виде, то в творчестве поэтов последующих поколений оно обнаружилось во всей остроте. Поэтому поэзия Державина, например, помогает понять некоторые тенденции Ломоносовского поэтического стиля, еще только у него намечавшиеся и ставшие главным путем поэтической работы автора Белицы.

Величайший поэт XVIII столетия Державин нашел свою художественную манеру, свой стиль только тогда, когда сумел преодолеть влияние Ломоносова, когда от прямых подражаний одическому стилю Ломоносова пришел к новым поэтическим принципам, без которых невозможно

248

было выразить историческое содержание новой, послеломоносовской эпохи времени великой крестьянской войны в России и буржуазно-демократических революций в Америке и Европе.

Начав с наивных повторений Ломоносовского метафоризма, но в обессмысленном, почти пародийном виде И бурными, как холм, шагами, 1 Державин вынужден был отказаться следовать Ломоносову и пошел особым путем. 2

Ломоносовское стремление к поэтическому обобщению частных фактов, к подведению эмпирического материала действительности под категории нравственной философии, иными словами, абстрактно-этическая оценка человеческого поведения и хода современной жизни сохранилась в поэзии Державина. Истина и польза являются и для него неоспоримыми положениями общечеловеческой морали.

Державин попытался сплавить воедино высокую философическую мысль с миром частных событий, индивидуальных судеб, исторических превратностей. И сразу же обнаружилось противоречие между его философией и историческим опытом эпохи, а следовательно, и невозможность поэтической гармонии в его стиле. 3 Как и Ломоносов, Державин видит общественное и нравственное зло в честолюбивых устремлениях личности к власти и славе, в нарушении этой личностью общеобязательных законов нравственности и гражданского стоицизма. Жизнь и смерть Г. А. Потемкина должна была бы стать убедительным примером от противного правильности стоической морали просветителей как общенравственного критерия. Он хочет объяснить себе самому Потемкина как историческую личность, понять, добру или злу он работал, постигнуть, на чем же основана его слава. Исторически неопровержимому факту во всем его поражающем величии блистательной карьере Потемкина и его славе в Водопаде противопоставлена идея полезности:

Благословенна похвала Надгробная его да будет, Когда всяк жизнь его, дела

 

По пользам только помнить будет; Когда не блеск его прельщал,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • www.volvopremium.ru
    Купить амортизаторы на Вольво. Консультация. Доставка. Гарантия
    volvopremium.ru
Ушла из жизни художница по костюмам «Ленфильма» Галина Деева
Галина Деева, разработавшая костюмы для артистов десятков советских кинокартин, скончалась в Петербурге на 80 году жизни.
Итоги уикенда с 15 по 18 февраля: «Лёд» ставит рекорды
Первое место в ТОП-10 проката России и СНГ по итогам уикенда с 15 по 18 февраля 2018 года занимает музыкальная мелодрама «Лёд» от WDSSPR, с Аглаей Тарасовой, Александром Петровым и Милошем Биковичем в главных ролях.
Спортивную драму «Лед» показали в Пхенчхане
В Пхенчхане (Южная Корея), где проходят Олимпийские игры-2018, аплодисментами встретили российскую спортивную драму «Лед», сообщает РЕН ТВ.
В Театре мюзикла состоялся предпремьерный показ спектакля «Реверс»
Первый в мире спектакль на грани человеческих возможностей поставили в Московском театре мюзикла.
Клейменов объяснил замену ведущей «Первого канала» Екатерины Андреевой
Замена ведущего программы «Время» для вещания на центральную часть России не связана с предстоящими 18 марта выборами президента.
Режиссер Кристофер Нолан рассказал о следующем фильме о Бонде
Как пишет «Газета.ру», новый фильм о британском спецагенте Джеймсе Бонде с Дэниелом Крейгом в роли главного героя должен выйти в конце 2019 года, однако кто будет режиссером картины, пока неизвестно.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика