Главная

Справка

Музей Ломоносова
164555, Россия, Архангельская область, с. Ломоносово,
Телефон: + 7 (818) 303-70-06
Режим работы:ежедневно с 10:00 до 17:00. Выходной понедельник

Присоединяйтесь

 

 

 

Яндекс.Метрика
8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8   
8    8    8    8    8    8    8

Холмогорская резьба по кости

PDF Печать Email

 

Холмогорское традиционное искусство резьбы по кости - эпохальное явление в историко-культурном пространстве России XVII-XXI вв., в недрах которого сложилась уникальная северорусская косторезная школа, представляющая произведения - шедевры народного искусства.

Архивные источники XVII в. дают представление о периоде формирования косторезного ремесла в административно-торговом центре Двинской земли - древних Холмогорах. Область Беломорского Севера в конце XVI-XVII вв. являлась постоянным поставщиком моржовой, мамонтовой и привозной слоновой кости. Драгоценный «рыбий зуб» - так называли моржовую кость - добывался местным населением в Белом море, около устья Печоры, у побережья Мезени, островов Новой Земли и Вайгача, у Шпицбергена (Груманта). В районах вечной мерзлоты находили ископаемую мамонтовую кость. Побережье Северного Ледовитого океана с близлежащими островами называли «Мамонтовым берегом». Использовали и простую коровью трубчатую кость (цевку). Сотни пудов моржовой кости доставлялись в Москву к царскому двору, где она ценилась как драгоценность. В 1649 г. ввели государственную монополию на ее продажу. Иностранные путешественники XVI в. Сигизмунд Герберштейн и Джильс Флетчер в своих записках сообщали об охоте русских на морских зверей в устье Печоры, «рыбий зуб» которых идет на изготовление различных изделий в самой Московии, и что «все изделия этого рода предназначаются для высшего сословия».

Холмогоры издревле славились «работою отличных костяных гребней». Остатки косторезной мастерской были открыты археологом О.В. Овсянниковым на Падрокурье (часть Холмогорского посада) в культурном слое XVII в., что позволило по-новому взглянуть на развитие косторезного промысла. В это время в Холмогорах работали многочисленные мастера-гребенщики и «четочники». В частности, писцовая книга 1622-1624 гг. позволяет проследить формирование семейных династий северных косторезов: Шешениных, Петухиных, Саламатовых, Назарьевых. Этот ряд можно продолжить. Исследователь О.В. Овсянников составил наиболее полный словарь холмогорских косторезов. Выяснилось, что в XVIII в. их список насчитывает до сорока имен, а в целом он открыл 80 имен косторезов, работавших в XVII-XVIII вв. До начала XIX в. в северном косторезном промысле отсутствовало цеховое устройство и институт ученичества. Позже в Архангельске открыли косторезный ремесленный цех.

Знаменитым мастером холмогорской резьбы по кости был Осип Христофорович Дудин (1714/15-1785?), который родился в Куростровской волости, долгое время жил в Петербурге, где выполнял заказы императорского двора и частных лиц. Он изготавливал из кости табакерки, шкатулки, иконы, баулы, кабинеты, шахматы, марки, трости, смычки к скрипкам и другие предметы. Во второй половине XVIII - начале XIX в, было известно косторезное ремесло братьев Верещагиных. Николаи Степанович Верещагин - автор выдающихся произведений из моржовой кости, в частности, уникальных костяных ваз на тему «Времена года», хранящихся в собрании Эрмитажа. Это был период расцвета Холмогорской резьбы по кости. Мастера активно изготовляли на продажу гребни, табакерки, коробочки, ларцы и мебель, облицованные пластинками кости, бокалы и другие изделия. Холмогорские резчики выполняли также церковные заказы, создавая иконы, складни и образки.

Основой для изделий служило дерево, которое облицовывалось костяными пластинами. Мастера в совершенстве владели многими техническими приемами: токарной обработкой, объемной, рельефной и ажурной резьбой, гравировкой, окрашиванием кости в разные цвета. Изделия орнаментировали. Наиболее характерен был растительный орнамент, в который иногда вплетали сюжетные мотивы, фигурки птиц и животных. Пластины иногда подкрашивали, дополняли цветной гравировкой, и под ажурную резьбу иногда подкладывали цветную фольгу.

Холмогорская резная кость соединяет черты крестьянского и городского искусства. Древний промысел художественной резьбы по кости, история которого насчитывает более четырех столетий, сформировался на родине великого русского ученого М.В. Ломоносова. Богатая художественная культура Русского Севера и близость торговых путей в значительной степени повлияли на его развитие. Несмотря на то что были периоды творческого расцвета и упадка, промысел не прекращал своего существования, Сохраняя традиции и принципы исполнения, передавая их из поколения в поколение, художники-косторезы донесли искусство резьбы по кости до наших дней.

 

 

 

 

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся еще к XVII веку. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I. Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. В XVIII веке начался расцвет косторезного производства. Имя Федота Ивановича Шубина знаменитого русского скульптора, приехавшего в 1759 году в Петербург,-становится известным кругу влиятельных лиц благодаря резьбе по кости и перламутру. Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Христофорович Дудин, образованнейший человек, редкостный любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. Для резной кости XIX-XX веков характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнены чудесные бытовые вещи, представленные в экспозиции музея, в том числе блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Михайловичем Бобрецовым. В первой половине прошлого столетия северными мастерами была освоена техника гравюры на кости. Наиболее известными художниками этого периода являются Н.Д. Буторин, В.А. Просвирнин, В.Т. Ватлин. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья. В с.Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. Промысел не стареет, он молод и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

 

Фотографии холмогорской резьбы по кости

Художник косторез Ольга Неверова :: Официальный сайт