История холмогорской резьбы по кости

Печать

Из преданий старожилов было известно, что зять Ломоносова куростровский крестьянин Иван Егоров Лопаткин умел мастерски заниматься выделыванием изящных костяных вещей. Другой зять по фамилии Головин тоже занимался резьбою по кости, и не только сам, но обучал ещё других этому искусству. Благодаря примеру этих лиц в куростровском сельском обществе скоро развилось изящное искусство резьбы по кости, образцы которому сначала добывались из Москвы, а потом сами холмогорские мастера достигли такого совершенства, что стали посылать свои изделия в Москву, где сбывали их по весьма высокой цене. Первые куростровские резчики по кости за свои прекрасные работы получали награды даже от царственных особ. Не уступали, однако, им и их приемники, изделия которых - как редкость - находили место в Эрмитаже - и как образец художества - украшали кабинеты государей и великих князей.

В 1885 году 13 июня великий князь Владимир Александрович посетил Ломоносовское селение, школу и Куростровскую церковь. Ему было поднесено в дар ценное художественное костяное блюдо работы куростровских резчиков. Его высочество сосредоточил на этом изделии особое внимание и в том же 1885 году 10 декабря по собственной инициативе благоволил открыть при Ломоносовском училище отдельный класс резьбы по кости для поддержки и развития на родине Ломоносова весьма понравившегося ему художественного ремесла. В этот класс поступать могли крестьянские дети, окончившие весь трёхлетний курс Ломоносовского училища. Обучение резьбе было трёхлетнее. Успешно окончившие курс получали в награду полный комплект инструментов для занятий резьбою по кости. Предметом костяных изделий были вещи, относящиеся к разряду исключительно изящных и тонких работ, каковы, например, игры: домино, бирюльки, шахматы; украшения кабинетов: ножи для разрезывания бумаги, прокладки для книг, обложки для книг, чернильные приборы, хальтера, пресс-бювары, ручки к печатям, коробочки для перьев и марок, подчасники, счёты; украшения будуаров: подсвечники, замочные виньетки, шкатулки, ларцы, швейные приборы, игольники, несессеры, веера, футляры для золотых вещей; украшения на одежду, каковы: брошки, запонки на всякие вещи, кои когда-либо доступно бы воспроизвести из кости: например, блюда для поднесения, копии монументов, бюсты, портмоне, оправы к ножам, шпагам и иным вещам, мозаика, рукоятки к зонтикам, тросточкам, набалдашники, табакерки, крестики, иконы, монашеские чётки, образки, распятия, буквы для наклеивания, наддверные дощечки, оправы для фотографических карточек и альбомов, папиросники, спичечники, гребешки и т. д. Все эти вещи выделываются из самых разнообразных костяных материалов: прежде всего, употребительна простая кость, т. е. рогатых домашних животных, затем очень употребительны моржовые клыки, бивни мастодонтов* и слоновая кость. Вещи выделываются ажурные, т. е. путём выпилки с прорезыванием насквозь, чеканные, т. е. отделанные рельефно без прорезывания насквозь, и наконец точёные. Самая трудная работа состоит в чеканке кости, но зато изделия получаются в высшей степени художественные.

В последней четверти XIX столетия резьба по кости стала заметно падать на родине Ломоносова, несмотря даже на существенную поддержку со стороны Великого князя Владимира Александровича. Причина этого упадка скрывалась в том, что подрастающая молодёжь массою устремилась на отхожие промыслы, затем материалы для костяных работ вздорожали до неимоверности, так что изделия перестали оправдывать работу мастеров, и к тому же прекратилось в столицах модное требование точёных костяных вещей, на производство которых требуется огромное количество кости, заменяемое целлулоидом и удешевляющее цену изящных изделий до поразительного минимума. Земляки Ломоносова не захотели менять своих прежних традиций но, сократив занятие резьбою, всё-таки не пользуются целлулоидом относя работы из того материала к разряду роговых, а не костяных изящных изделий. Вследствие течения этих и иных обстоятельств класс резьбы по кости имел очень мало учеников, в 1899 году он совершенно опустел и с 1900 года подвергся закрытию.

Начало XX столетия сделалось переходною гранью от художественного ремесла резьбы по кости к выделке изящных вещей из рогов. Родиною этого нового для Курострова ремесленного производства служит Вологда, где не-которые из куростровских крестьян учились выделке роговых вещей и свои познания применяли к делу и на месте своего всегдашнего жительства. Из коровьего рога выделываются художественным образом весьма изящные предметы самого разнообразного свойства: здесь найдутся и аптекарские инструменты, каковы, например, чашечки для весов, щипчики, рукояточки, ложечки, приборы для окулистов; найдутся и хозяйственные предметы: столовые приборы, вилки, ложки, ножи, вешалки, совочки; из рога выделываются художественные подсвечники, розетки, канделябры, спичечницы, папиросницы, портсигары, трости, набалдашники, ножи для разрезывания бумаги, пюпитры, ножевые черенки, гребёнки, чернильные приборы, подчасники, коробочки, оправы для биноклей, пресс-бювары, пряжечки для кушаков, ручки к зонтикам и парусолям, охотничьи приборы. Вещи получаются самых причудливых цветов и всегда блестят восхитительною полировкою. Это занятие в первые годы XX века только начинает зарождаться среди земляков Михаила Васильевича Ломоносова, и ему весьма возможно получить широкое распространение, так как роговые материалы далеко доступнее, чем костяные, и работа над художественною отделкою рогов далеко скорее подвигается в руках, чем дело с костью.