Главная План экспозиции

Справка

Музей Ломоносова
164555, Россия, Архангельская область, с. Ломоносово,
Телефон: + 7 (818) 303-70-06
Режим работы:ежедневно с 10:00 до 17:00. Выходной понедельник

Зал 2. Родина Ломоносова.

PDF Печать Email
Зал 2

Историческая область в бассейне рек Северной двиы и Онеги, издавна заселённая угро-финскими племенами, в XI-XIV вв. называлась Заволочьем, т.е. территорией за волоками, связывающими Онежское озеро с Белым Морем и рекой Шексной. С XII века здесь прочно утвердилась новгородская власть. Первоначально управляли этим краем ежегодно направляемые вооруженные экспедиции для сбора дани, а с XII века здесь уже имелась гражданская администрация.

На карте «Русский Север в начале XVIII в.» обозначены поморские населённые пункты, возникшие к XVIII в. игравшие значительную экономическую, культурную роль как в Двинской земле (так с XIV в. стало называться Заволочье), так и в целом в жизни Новгородской феодальной республики, а с 1478 г., после ее присоединения и в Московском централизованном государстве.

Все эти поселения были промысловыми и ремесленными центрами: солеварения (Ненокса, Умба, Ковда, Онега, Сольвычегодск, Соловецкий и Печенгский монастыри), судостроения (Пустозерск, Холмогоры, Архангельск, Кемь, Сумпосад, Кола, Ковда, Онега, Умба), металлургии (Повенец, Петрозаводск), морского рыболовства (Тереберка, Кильдин, Вайда губа), добычи нефти (Ухта), добычи слюды (Соловки, Кереть, Кандалакша), рудных разработок (Кандалакша), лесопиления (Сольвычегодск, Лявля, Онега), промысла морского зверя (Пустозерск).

На значительной территории Двинской земли занимались земледелием и скотоводством. В начале XVIII в. Ломоносовы жили в деревне Мешанинской одной большой семьей в доме Луки Ломоносова, двобродного деда Михайлы, имея 67 кв. сажен пахотной земли. В 1722 г. отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажен пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно. Ломоносовы, как и многие поморы, ежегодно отправлялись на промыслы в северные моря. Юного Михайлу уже с десятилетнего возраста отец брал с собой в далекие плавания. Об этом  в последствии он писал, что «господствуют там большие ветры от севера, что мне искусством пять раз изведать случилось». Здесь представлена картина северного художника Н.Кислякова «Старая Денисовка» (1957г.)

Многократно в Ледовитом Океане любовался он красотой северного сияния, посвятив ему помимо научных статей поэтические строки-рассуждения:

 

Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?


В экспозиции показано большое цветное изображение Северного сияния.

При подготовке экспедиции Чичагова В.Я. в 1764 году, Ломоносов в Петербурге по памяти нарисовал план родных холмогорских мест.
Достаточно точно он изобразил Куростровскую и Ровдогорскую волости, Ухтостров и Налье-остров, Холмогоры и Вавчугу. Это подтверждается «Планом мест, прилежащих Куростровской волости, где родился г. Ломоносов», нарисованный в 1780 году известным северным кораблестроителем, ровдогорцем Негодяевым-Кочневым С.М. Копия этого плана выставлена для обозрения.

Пришли поморы на Север надолго и поэтому рубили добротные деревянные дома - дворы, амбары, бани и другие хозяйственные постройки. На красивых возвышенных местах - «угорах» - ставили деревянные, а чуть позже и каменные церкви и колокольни. О поморском культовом и жилищном строительстве свидетельствуют различные экспонаты: фотографии, гравюры и рисунки северном деревни XVII века.

Особую гордость и ценность составляет представленная в этом зале металлическая купель. С большой уверенностью можно утверждать, что в ней крестили новорожденного Михайло Ломоносова.

Купель была обнаружена в деревянной Дмитриевской церкви 1726 -1738гг.

В 1725г. прихожане Курострова подали челобитную "о строении в той волости каменной церкви и колокольницы на месте погорелых деревянных церквей", и архиепископ Варнава указал в 1726г. к "церковному и каменному строениюкамень и известь и прочие припасы благонадежно приготовлять".

В мае 1727г. была составлена подрядная между выборным строителем Иваном Лопаткиным и Курейской волости крестьянином Петром Козьминым Некрасовым на постройку храма. Большой вклад в строительство церкви внес отец ученого Василий Дорофеевич Ломоносов. Он принял участие в сборе денег, да и сам пожертвовалв разные сроки до 18 рублей (с 1728 по 1734г.г.).Постройка церкви шла медленно и была закончена в 1738г. Средства для этого собирались по всей епархии.

Кроме плотничьего в поморской среде были развиты и другие ремесла: прядение и ткачество, кузнечное и гончарное дело.

Для ношения в повседневной жизни в доме и в поле, море и лесу, шилась самая разная мужская и женская одежда, головные уборы. Вещи хранились в сундуках которые представлены в экспозиции. В специальной витрине показаны некоторые образцы: сарафан, передник, рубаха, коротенька, сколок и повязки. Рядом располагается различная посуда, изготовлявшаяся на месте и частично покупавшаяся на местном рынке. Это самовар и рукомойник, ковши и братины, ведро, подойникмедник, поднос и др. Снаряжение для рыбной ловли и охоты на морского и лесного зверя изготавливалось большей частью на месте (ножи, крючки, рюжи). Северные кузнецы слыли большими мастерами. Их руками сделаны представленные в экспозиции многие металлические изделия (светцы, решетки, замки и др.).

Славился Куростров и мастерами, изготовлявшими самые разные, нужные в повседневной жизни изделия и предметы из бересты (пестери, туеса, солонки), глины (посуда, игрушки), камня и дерева (домашние ручные жернова, самопрялки, маслобойки и др.).
В 1895 году ссыльный ученый-этнограф П.С. Ефименко (1835-1908) обнаружил на дне ломоносовского пруда берестяные изделия. Они представлены в экспозиции.

Многие экспонаты этого зала имеют непосредственное отношение к молочному животноводству. Холмогорская черно-пёстрая порода коров издавна получила здесь распространение, а к XVIII веку она стала известна почти на всей европейской территории страны. Холмогорский скот ежегодно перегоняли в Петербург, Москву, Ярославль и другие города. Считается, что представители русской царской династии Романовых предпочитали видеть на своем обеденном столе молоко коров холмогорской породы. Если в начале XVIII века ежегодно перегонялось, в специальных кожаных чулках на копытах, около 40 племенных быков и коров, то к середине века эта цифра достигла 100 голов, а к концу - 200 - 300.Многие северные крестьяне помимо коров держали в своем личном хозяйстве и других домашних животных: лошадей, овец, свиней.

Половину северного крестьянства к 1725 году составляли черносошные крестьяне, принадлежавшие государству. Около 35% было дворцовых, 15% крестьян принадлежало церкви и монастырям, за помещиками числилось менее 0,5%.

Эта сводная таблица соотношения различных категорий населения Поморья в первой четверти XVIII века показана на стенде рядом с таблицей и картой-схемой вывоза холмогорского скота в XVIII веке.

Отсутствие крепостного права в его классическом виде свидетельствует о том, что Север в своем развитии имел особенности, в которых формировался дух коллективизма и предприимчивости северных крестьян. Отсуствие монголо-татарского влияния придавало как экономическому, так и культурному развитию Севера самобытность. Суровый же северный климат вызывал в человеке очень важные качества: волю и терпение, трудолюбие и честность. А все вместе эти историко-географические условия были благоприятными для развития, как в целом всего поморского общества, так и отдельной личности.

Уже в детстве Михайло проявил свой поморский характер. Об одном из них свидетельствует копия документа о неявке юного Ломоносова к исповеди.

В центре зала бюст М.В. Ломоносова, 1792г. копия работы Ф.И. Шубина.

 

 

 

Фотографии музея Ломоносова