Зал 3. Путь в науку.

Печать

После установления торговых отношений с Англией и Голландией в середине XVI века главным торговым русским городом на Севере становятся Холмогоры. Сюда ежегодно стали приходить многочисленные иностранные корабли с разнообразным товаром. О торговой деятельности Холмогор напоминают фотокопии различных документов, вещи и предметы: весы большие и малые с гирями, безмены, аршин, различные меры для сыпучих и жидких товаров, бочонок, сундук, корзина и многочисленные монеты из разных стран. Здесь же русские и иностранные гравюры с запечатленной на них торговлей.

Первоначально Холмогоры подчинялись новгородскому архиепископу, а с 1682 г. они становятся центром учреждённой холмогорско-важской епархии. При первом, наиболее деятельном холмогорском архиепископе Афанасии (1641-1702), во второй половине XVII века был построен в Холмогорах Спасо-Преображенский собор (на манер Успенского, что в Москве), сохранившийся в полуразрушенном состоянии до сегодняшнего дня. Это ещё один свидетель ломоносовского времени.


Занималась торговлей и семья Ломоносовых. Об этом свидетельствуют фотокопии различных торговых документов. Для более успешного ведения торговых и иных дел и выполняя указ Петра I о начале строительства кораблей по европейским образцам, Василий Дорофеевич первым на Курострове построил "новоманерный" корабль гукор "Чайка" (он же "Михаил Архангел") дл. 15,5 м, шир. 5,2 м, гл.2,5 м)

Судостроение на Севере было одной из самых развитых отраслей. В музее показаны: карта судостроительных верфей Поморья, макеты, чертежи и рисунки различных как коч, лодья, карбас, так и "новоманерных" типов судов (гукор, галиот) и промысловой лодки.


Оформляя в 1765 г. грамоту на владение землёй в д. Усть-Рудице, Михайло Васильевич вспомнил, наверное, впечатления морских походов в детстве и изобразил на ней атрибуты морского царя-Нептуна и мачты кораблей. На этих судах поморы отправлялись торговать за границу, ходили на морские промыслы в Белое, Баренцево моря, в Сибирь. Первоначально Ломоносовы обосновались в становище Кеккуры на Мурмане, а после постройки нового корабля выбрали более глубоководную бухту в становище Трящино.

Строили промысловые поморские суда как на государственных, так и на частных верфях, принадлежавших купцам и крестьянам. Одной из самых крупных и знаменитых верфей, которую дважды посетил Петр I, была верфь братьев Бажениных, расположенная в д. Вавчуга, недалеко от Курострова.

На этой самой первой частной судоверфи одно время работал отец Ломоносова. На берегу Северной Двины до сих пор стоит дом Бажениных, рядом с которым сохранилась наковальня, по преданию на которой работал сам Пётр I. Из этого дома в музее экспонируются кресло, часы английские напольные XVIII века, отсчитывающие время и по сей день. (В 1990 г. они были отремонтированы умельцем из С.-Петербурга Ю. Седневым) Здесь же представлены вид и план д. Вавчуги, спил кедра, по преданию посаженного Петром I, ведомость о спуске на воду 120 построенных здесь кораблей. Отдельно выставлена фотокопия документа, свидетельствующего о постройке В. Л. Ломоносовым "новоманерного" корабля.


Основным для поморов промыслом был морской. Ежегодно они ходили по проторенному предками пути в Ледовитый океан, запоминая или записывая в лоциях, обозначая на возвышенном берегу гуриями (пирамидами из камня) или крестами особенности этого морского пути. Помощниками им в этих походах были надёжные суда, вековой опыт да миниатюрные иконы Николая Чудотворца - покровителя моряков и рыбаков.

Били поморы моржей, тюленей, китов, о чём свидетельствуют как старинные гравюры, так и поздние фотографии и рисунки. Занимались промысловой деятельностью и Ломоносовы, документ об этом представлен здесь же. На своём добротном корабле Ломоносовы доставляли заказчику различные попутные грузы, в том числе и соль. Соляной промысел был весьма доходным делом, и в течение XVII-XVIII веков северная соль продавалась на всех крупных ярмарках, выгодно отличаясь своими вкусовыми качествами и удовлетворяя потребности населения почти всей европейской части страны. На старинной гравюре XVII века изображены соляные варницы. Еще об одном доходном деле - добыче жемчуга свидетельствует фотография северного жемчуголова в полном промысловом снаряжении.


Конечно же, даже самых зрелых экономических отношений недостаточно для всестороннего развития как в целом всего населения Поморья, так и отдельно взятой, даже гениальной личности, какой был М. В. Ломоносов. Необходим ещё и высокий уровень культуры. Одним из его показателей была образованность северного крестьянства. И вероятно, будет справедливым утверждение многих специалистов, что ко второй половине XVIII века северное крестьянство было наиболее грамотным отрядом сельского населения России. Причём образование, исторические знания и книжная культура развивались главным образом за счёт традиционного домашнего образования, подкрепляемого интересами земледельческо-ремесленной деятельности и традициями духовной культуры, гражданственного самосознания, свободы от личной крепостной зависимости.


Первыми учителями Ломоносова были местный дьячок С. Н. Сабельников и сосед И. А. Шубный (отец великого русского скульптора Ф. И. Шубина). Пользовался Ломоносов книгами как религиозного, так и светского характера из крестьянских (Дудины) и монастырских библиотек (Антониево-Сийского и Соловецкого монастырей), а также библиотеки холмогорского архиепископа Афанасия. Некоторые книги северных библиотек XVII -XVI11 веков выставлены в экспозиции. Особое место занимают его "врата учёности": "Арифметика" Л. Магницкого, "Грамматика" М. Смотрицкого. Здесь же образцы почерка 14- и 19-летнего Ломоносова.


К 19 годам Ломоносов почувствовал в изменившейся домашней обстановке (вторая мачеха И. С. Корельская не поощряла его рвения к учёбе) страстную жажду к знаниям, и в декабре 1730 г. он уходит в Москву. Об этом событии напоминают карта "Путь Ломоносова из Холмогор в Москву" и картина Н. И. Кислякова "Юный Ломоносов на пути в Москву".

В течение пяти лет (1731-1736) он учится в славяно-греко-латинской академии, которая находилась тог да в Заиконоспасском монастыре. Изучает иностранные языки, географию, историю, арифметику, подолгу просиживая в библиотеке. О московском периоде жизни Ломоносова в музее рассказывают различные экспонаты: фотографии славяно-греко-латинской академии и Московской математико-навигационной школы в Сухаревой башне, рисунок библиотеки Киприянова и книга "Синопсис".

В конце 1735 г. он в числе лучших двенадцати учеников академии направляется для дальнейшего обучения в недавно открытую академическую гимназию при Петербургской Академии наук, а в сентябре 1736 г. его, Д. Виноградова и Г. Райзера отправляют учиться за границу в Германию, сначала в Университет в г. Марбург к X. Вольфу, а затем для более полного изучения физики, химии, металлургии и горного дела в г. Фрейберг к И. Ф. Генкелю. В Германии 28-летний Ломоносов женился на юной Елизавете-Христине Цильх - дочери вдовы местного пивовара, о чём была сделана запись в церковной книге реформаторской общины в Марбурге. Тогда же он написал первый научный труд "Физическая диссертация" и первое поэтическое произведение "Оду на взятие Хотина". Но это было ещё только начало. Наиболее ярко развернётся его богатая научная и творческая деятельность по возвращении в 1741 г. в Россию. О жизни и учёбе Ломоносова в Германии свидетельствуют различные фотодокументы: изображения Марбурга и Фрейберга, немецкого горняка и студента, портрет Х. Вольфа, запись о венчании Ломоносова и две его названные работы.

 

 

 

Фотографии музея Ломоносова