Мозаики Ломоносовской мастерской

Печать
С начала своей научной деятельности Ломоносов интересовался природой света и цветов. Разработка теории цветообразования для него имела особое значение- не только теоретическое, но и практическое. С 1749 г. ученый начал проводить опыты по изысканию "разноцветных стекол к мозаичному художеству", создавая свою теорию света и цветообразования. Работа продолжалась несколько лет. В феврале 1754 г. Ломоносов писал Л. Эйлеру в Берлин:
"В течение трех лет я был погружен в физико- химические испытания, предпринятые для разработки учения о цветах. И труд мой оказался не бесплотным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик". (Т. 10. С. 502.)
В его мастерской было изготовлено сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.
В 1764 году журнал Болонской академии "Флорентийские ученые ведомости" высоко оценил мозаичные работы Ломоносова: "... господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии в знаменитой Петербургской Академии ... после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой... приготовил все необзодимые цвета для... мозаики, которая будучи сравнена с римской, оказалась не уступающей им ни в чем".

С начала своей научной деятельности Ломоносов интересовался природой света и цветов. Разработка теории цветообразования для него имела особое значение- не только теоретическое, но и практическое. С 1749 г. ученый начал проводить опыты по изысканию "разноцветных стекол к мозаичному художеству", создавая свою теорию света и цветообразования. Работа продолжалась несколько лет.

В феврале 1754 г. Ломоносов писал Л. Эйлеру в Берлин:  "В течение трех лет я был погружен в физико- химические испытания, предпринятые для разработки учения о цветах. И труд мой оказался не бесплотным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик". (Т. 10. С. 502.)

В его мастерской было изготовлено сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.  

В 1764 году журнал Болонской академии "Флорентийские ученые ведомости" высоко оценил мозаичные работы Ломоносова: "... господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии в знаменитой Петербургской Академии ... после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой... приготовил все необзодимые цвета для... мозаики, которая будучи сравнена с римской, оказалась не уступающей им ни в чем".

Мозаики Ломоносовской мастерской:

Нерукотворный Спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. 1753