Символическая реальность Алексея Клокова

В современном искусстве современной эпохи социальных и геополитических сдвигов каждый русский художник по-своему определяет ту нишу, в которой творит. Некоторые авторы сохраняют верность реализму, создавая портретные, пейзажные или натюрмортные композиции. Другие  обращаются к соц-арту, направлению альтернативной культуры, сложившейся еще в советское время. Те же из них, кто предпочитает искать в повседневности надвременные проблемы, обращаются к символическим знакам и образам.

Для известного не только в России, но и за ее пределами, художника Алексея Клокова, окончившего еще в начале девяностых художественно-промышленное училище по специальности художник-реставратор, символ является мощнейшим инструментом отображения бытийных смыслов. Характерными чертами символизма являются образ и цвет, наиболее ярко проявленные в иконописи, которую Алексей также постиг, несколько лет пребывая в монастырях. А как отмечал А.В. Лосев, русский философ и видный деятель советской культуры, репрессированный за свои философско-религиозные взгляды: «Символизм – это наивысший реализм».

Являясь универсальным знаком, символы на картинах, отображающие духовные идеалы бытия, читаемы и понимаемы независимо от расы и вероисповедания. Они активно вовлекают в диалог, в котором зритель в меру своего эмоционально-чувственного опыта и духовного развития, всегда находит что-то свое. Безусловно, каждая картина, как сотканный из элементов-символов миф, многопланова и многослойна. А интерпретация и постижение их смысловой символической структуры уже само по себе инициирует  глубокую внутреннюю работу зрителя.

Чтобы проникнуть в символизм картин, достаточно сделать первый шаг. Это как в детстве, когда неизведанным является первое действие встающего на ножки и уже очень скоро бегающего малыша. Каким может быть символическое прочтение, можно наблюдать на примере картины Алексея Клокова «Союз четырех» (из цикла «Пенаты).

  

                                                          Союз четырех. Холст, масло, 70х90.

Четыре лопасти мельницы, связанные и работающие как один механизм, символизируют слаженность и единство, приносящие достаток и плодородие. Через отдельностоящую фигуру и группу людей автор показывает, что человеческая природа в отличие от предметов, служащих ей, не механистична. Она всегда вариативна и предполагает как объединение усилий, так и обособленность.

И это лишь один из аспектов трактовки символов картины, в которой каждый зритель не только найдет свою точку опоры, но и узрит, откуда дует ветер перемен.

 
 
 
 
 
   
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.