Михаил Васильевич Ломоносов- энциклопедист |
![]() |
![]() |
![]() |
В творчестве Ломоносова с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные черты научного гения: широта взглядов, большой круг и исключительная значимость решаемых задач, необыкновенноя реальность поставленных целей, смелость и простота в подходе к сложным научным проблемам и их осуществлению. Михаил Васильевич Ломоносов выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было ещё мало русских учёных, он неустанно доказывал, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".
Он сделал смелую попытку дать материалистическую картину мира, основываясь на достижениях современого ему естествознания. Материалистическое понимание природы и ее закономерностей, глубокая уверенность, что любое явление, любой процесс, совершающиеся в природе, имеют свои материальные предпосылки, являлось исходным началом всего научного творчества ученого. Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней. Первостепенное значение он придавал опыту, видя в нем надежное средство познания природы. Он указывал: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением" (Полное собрание сочинений Ломоносова Т. 1. С. 125). Во все процессы экспериментальных иссследований Михаил Васильевич Ломоносов стремился широко внедрить методы количественных определений: линейных измерений, взвешивания, определения плотности, температуры, яркости и других сопостовимых показателей. Девизом учёного было: "По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики" (Т. 9. С. 57). Ломоносов выработал свою научную методологию. Он считал, что, прежде чем создать на основе эксперимента научную теорию, следует разработать гипотезу, то есть научное предположение, предварительное логическое объяснение опытных данных, фактов и наблюдений. Гипотезы, -писал Ломоносов, -"дозволены в философских предметах и даже представляют единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это нечто вроде прорыва, который делает их способными достигнуть знание, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе". (Т. 3. С. 231).
|