berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 213


По случаю бывшего с профессором академии наук Михаилом Ломоносовым свидания н. разговора о таковом во вся непотребной сочинении, от синодальных членов рассуждаено было, что оной пасквиль, как из слогу признавательно, не от простого, а от какого нибудь школьного человека, а четь и не от него ль самого произошел, и что таковому сочинителю, ежели в чувство не придет и не раскается, надлежит как казни божией, так и церковной кдятиы ожидать. 35

Однако, угроза церковным проклятием: не подействовала на Лом они сова.

То услышу, означенной Ломоносов исиерва начал оной пасквиль шпински защищать, а потом сверх всякого чаяния, сам себя тому пашк-иильшшу сочинению автором оказал, ибо в глаза пред синодальными членами таковые ругательства и укоризны на всех духовных за бороды их произносил, каковых от доброго и сущего христианина надеяться отнюдь не возможно.

По видим Ому, свидание членов Синода с Ломоносовым по вопросу о Гиене бороде кончилось, если не скандалом, то, во всяком случае, ббльшим ожесточением обеих сторон. Здесь столкнулись две силы: с одной стороны, сильно европеизировавшееся, усвоившее значительные черты буржуазного мировоззрения разаочинство; с другой, верхи феодально-дворянского духовенства, лишь в очень небольшой степени поддававшегося тому процессу превращения феодальной России в абсолютистско-феодальную, который приходится на первую половину XVШ в. Результатом свидания было то, что Ломоносов

не удовольствуйся тем, еще опосля того вскоре таковой же другой пашквиль в парод издал, в коем, между многими явными уже духовному чину ругателствы, безразумных козлят далеко почтеннейшими, нежели попов, ставит. А пря конце точно их назвавши козлами, упомяненыую ему при рассуждении церковную клятву за единую тщету вменяет

В саном деле, вслед за Гимном бороде, стал распространяться новый пашквиль, в котором церковники сразу признали произведение Ломоносова. Можно предположить, что данными для подобного заключения послужило членам синода то обстоятельство, что Ломоносов обычно в своих эпиграммах и вообще сатирических произведениях в стихах использовал свои же прозаические нападки; может быть, такое совпадение имело место и тут.

О страх о ужас гром ты дернул за штаны,

Котяры подо ртом висят у сатаны.

Ты видишь, он за то свирепствует и злится,

Дырявый красный нос халдейская пещь дымится.

Ломоносов

1

14

 

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика