только из русских и французов. Громадное
пространство, разделяющее оба государства, существует, как будто, только
для того, чтобы сблизить гений, остроумие и самое сердце обоих
народов. Письмо,
которое пересылаю Вам, милостивый государь, касается двух наиболее известных
русских портов и написано графом А. Ш. , одним из тех двух молодых вельмож, о
которых я Ван говорю. Оно было прочитано на одном из интимных заседаний этого
литературного общества.
Два молодых вельможи это гр. А.
П. Шувалов и бар. А. С. Строганов. Последнему, впрочем, было тогда уже
не 22, а 27 лег.
ИЗ приведенного отрывка явствует, что
самое Письмо гр. А. Шувалова представляло лишь один из литературных рефератов,
прочитанных на заседаниях этого франко-русского салона. По в вводной заметке
Фреона
нет никаких указаний на причины появления Письма Шувалова. А дело обстояло так.
На одном из собраний этого
салона был принят в состав его членов известный нам аббат Лефевр, проповедник
церкви при французском посольстве в Петербурге. При вступлении своем Лефевр
произнес небольшую речь, больше политического, чем литературного содержания и
озаглавил ее: Discours sur le progres des beaux arts en Russies. Речь о
постепенном развитии
изящных наук в России. Речь эга была напечатана без имени автора, претерпела
ряд мытарств и все же дошла до нашего времени,
Позвольте мое, милостивые
государи, начинает свой
-Discours Лефевр, присоединяясь к вашим
литературным
трудам, занять вас вопросом о прогрессе изящных искусств
в этом государстве. Истина, которая меня вдохновляет, и ваше
снисхождение, ободряющее меня, позволяют мне надеяться на
мои посредственные дарования. Я позволю себе, милостивые
государи, напомнить вам те достопамятные времена, когда втор-
ческий гений России уловил тайну счастливых народов, чтобы
открыть ее своему народу при помощи побед и преобразований
нравов, при помощи торговли и всяческих искусств. 39 В даль-
нейдем Лефевр произносит панегирик Петру Первому и Ели-
завете, но попутно напоминает своим слушателям, что обязан-
несть подданных вообще; чтить своих повелителей, а нменно
Елизавету, Марию-Терезию и Людовика. Варьируя эту потри-
отеческую тем ; 1 падвюлыДоАптап fmibnif подчеркивает