ГЛАВА ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В
РАБОТАХ ЛОМОНОСОВА
Истинный химик должен быть теоретиком и
практиком.
М. В. ЛОМОНОСОВ 1741 г. . После
прибытия в Москву из
родной деревни Денисовки Михаил Васильевич Ломоносов был зачислен 15 января
1731 г. в Славяно-греко-латинскую
академию, помещавшуюся неподалеку от Кремля, в Заиконоспасском монастыре, на
бывшей Никольской улице ныне улица 25-го Октября, за иконным рядом.
Царь Алексей
Михайлович в 1668
г. дал распоряжение учредить
Славяно-греко-латинское училище для обучения молодых русских людей, а Сименону
Полоцкому поручил написать проект устава этого учебного заведения. Однако
открыто оно было позже, в 1684 г. , братьями Иоанникием и Софронием Лихудами.
Один из них, Иоанникий, был весьма ученым по тому времени человеком и имел
степень доктора богословских и философских наук. Славяно-греко-латинское
училище, названное академией, было создано на основе слияния двух
существовавших до того времени учебных заведений: духовного
училища, переведенного
из б. Андреевского монастыря за Калужской заставой в Москве, основанного в
1665 г. Федором Михайловичем
Ртищевым, и греческой школы, помещавшейся до того времени в Богоявленском
монастыре московского Кремля.
Славяно-греко-
латинская
академия была высшим учебным заведением, и имела, конечно, мало общего с тем,
что мы привыкли понимать под этим названием теперь. Она состояла из 8
классов: 4 низших, 2 средних и 2 высших. В низших классах преподавание было
сосредоточено главным образом на изучении латинского языка; прохождение его
было настолько основательно, что по истечении 4 лет ученики могли читать и
писать по-латыни; кроме того, изучались славянский язык, география, история,
арифметика и катехизис. За время пребывания в средних классах ученики должны
были научиться говорить по-латыни. В средних классах велось обучение
стихотворству, красноречию, сочинению и главному предмету
академии богословию,
которое, наряду с философией, изучалось и в высших классах; там учащиеся
становились студентами, а кончали курс учеными богословами. Академия имела
целью подготовку служителей церкви. Ломоносов поступил в академию почти в
двадцатилетнем возрасте и резко отличался or подростков, которые в ней
обучались. Обстановка в академии была весьма суровой, но тяга к знанию была
настолько велика, что Ломоносов решил преодолевать все лишения, только бы
получить знания. Однако и в этом смысле он не мог испытывать полного
удовлетворения, так как естественным наукам, к которым он имел влечение, в
академии не обучали.
Исключительные
способности Ломоносова,
его трудолюбие и настойчивость дали ему возможность через год настолько
освоиться с латинским языком, что он смог сочинять небольшие латинские
стихотворения. Схоластические и богословские науки не могли удовлетворить его.
Однако обучение в академии было для него плодотворно, так как он, помимо
хорошего знания латинского языка, являвшегося в XVIII в. научным
языком, приобрел
общее образование. За время пребывания в Славяно-греко-латинской академии у
Ломоносова сложились определенные взгляды и отношению к окружающей его
действительности. Его страстное желание заниматься естественными
науками скоро
осуществилось.
Еще в 1718 г. Петр
I издал приказ: сделать в
Петербурге академию и приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет,
а в 1720г. он повелел вызвать из Московской заиконоспасской академии
несколько учеников в Петербург. Однако сам Петр не дожил до открытия академии.
Первый вызов учеников из Москвы в Петербург состоялся лишь в 1735
г. Требовалось прислать из Москвы 20
учеников, которые бы столько научились, чтобы у профессоров лекции слушать и
в высших науках с пользою происходить могли. Ректор Московской академии Стефан
Калиновский сумел набрать только 12 подходящих человек. В их числе оказался и
Ломоносов. Молодые люди в сопровождении отставного прапорщика Василия Попова
прибыли из Москвы в Петербург 2 января 1736 г.
и поступили в распоряжение Академии Наук. Однако Ломоносов скоро был
направлен за границу.