по Воинскому штату при
гарнизонах нарочно построить велено; а
которые имеют отцов, тем отцам содержать при себе, а буде отцы не похотят, то
содержать при тех же школах ИСЗ, т. XI, 8114, с. 121, п. 3. В 1735
г. принц
Людвиг-Вильгельм в Санкт-Петербурге основал заведение для 30 дворянских и
офицерских детей, соединил его со школой Миниха под названием
Санкт-Петербургская арифметическая школа. Одновременно появилась школа в
Москве близ Сухаревой башни. Кроме того, были учреждены училища для обучения
новокрещеных
детей магометан и идолопоклонников, обратившихся в православие в
Казани, Цивильске,
Царевококшайске, Елабуге ИСЗ, т. IX, 6695 от 25 февраля 1735 г.
, с. 483.
В указе рекомендовалось быть в каждой ученикам по 30 человек, и обучать в
Казанской некрещеных детей каждого народа из вотяков, мордвы, чувашей по 10
человек от 10 до 15 лет, а в уездных школах, сколько по охоте для того учения
пожелают от 7 до 15 лет. В каждом месте для этого по 2 избы, между ними сени,
одну ученикам, другую учителям, поварнею, погреб с напогребницами, над
ними сушило, двор и огород огородить. По 2 учителя в школе, всего 8 человек.
По 1 писарю, смотрителю, истопнику, повару. Жалованье: ученикам на мундир,
провиант по 7 руб. человеку, учителям и комиссарам по 30 руб. , писарю 15
руб. , смотрителю 10 руб. , истопнику и повару 6 руб. Один лекарь на
всех. Всего
и на бумагу, свечи, учебные книги в т. ч. на первый год до 2 тыс. руб. , а
впредь по 1378 руб. 20 коп. в год.
Правительство
неоднократно обращалось к вопросу об учреждении школ для обучения новокрещеных
иноверческих детей ИСЗ, т. XI, 8579 от 7 июля 1742 г.
, с. 625 626; 8394
от 6 июня 1740 г. , с. 436 439 и др. . Так, указом от 6 июня 1740
г. предлагалось
открыть учебные заведения в Ставропольской крепости для обучения калмыцких
детей русскому и калмыцкому языкам. Поскольку калмыки желали обучать своих
детей русской грамоте и письму, но на это не было средств, поэтому в
резолюции указывалось: школу в Ставропольской крепости зависть, и на
содержание их деньги определить, убавят из жалованья у тамошних священников, у
диакона и церковников.