льготами и получали самое ограниченное содержание: по 3
алтына и 2 деньги на день из губернских доходов, не положенных в штат. Кроме
того, по окончании учения каждый ученик, получивший свидетельство об успехах
в науках, платил в пользу учителя по рублю. Впервые в истории школы была
установлена учителю постоянная плата 36 рублей в год. Однако ее выдавали
неаккуратно, иногда через несколько лет ИСЗ, 5788. В каждой школе
разрешалось иметь определенный штат сторожей, истопников, выдавалась бумага,
дрова, свечи в декабре, январе, феврале по 10 свеч на день, кроме
праздничных и воскресных дней; бумаги на год по три стопы. За время
существования цифирных школ из Московской и Санкт-Петербургской морских
академий в провинции было отправлено 47 учителей, из них осталось там лишь 29
человек ИСЗ, т. ХАП, 9054 от 26 октября 1744 г. , с. 247-251. Цифирные
школы, давая общее образование, не являлись специальными
школами. Исследователи
в частности, А. Воронов называли их народными. В. И. Виза выявил социальный
состав учеников цифирных школ по 26 губерниям за период с 1716 по 1726 годы 10,
с. 182 183: детей церковников 45,
3; солдатских, драгунских, пушкарских 19,
7; приказного чина 18, 3; посадских 9; монастырских слуг 2, 2; дворян 1,
7; бояр 0, 8; маляров, кузнецов 0, 6; неизвестного звания 2,
4. Я. Чистовик
в работе История первых медицинских школ в России привел список действовавших в
разное время цифирных школ с указанием количества учеников и фамилий работавших
в них учителей II, с. XXXII XXXIII.