а
после и на людей поветрие. В наши просвещенные веки знают
о том в великом свете обращающиеся люди от астрономов и могут
предостеречься, не
выпуская скота из дому и не давая травы, того дня снятой: так в других
государствах остерегаются два или три дни после, и сами никаких плодов в то
время не снимают и не употребляют, говоря, что во время солнечного затмения
падают ядовитые росы. Главная причина быть кажется, по моему мнению, что во
время затмения закрывается солнце луною, таким же телом, как и земля
наша, пресекается
круто электрическая сила, которую солнце на все растения во весь день изливает,
что видно на травах, ночью спящих и тоже страждущих в солнечное
затмение. Время
научит, сколько может электрическая сила действовать в рассуждении
поветрия. Затмения
во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать и
что требуется повелеть указами по примеру, как водится в других
государствах. Для
избавления от огненной смерти служить предосторожность о утолении частых и
великих пожаров, о чем покажется пространно в письме о лучшей государственной
экономии. Потопления суть двояки: от наводнения и от неосторожной
дерзости, особливо
в пьянстве. Первое легко отвратить можно, запретив, чтобы при великих реках
на низких местах, вешней особливо воде подверженных, никаких жилищ не
было. Сие
делается от одной лености, чтоб вода и сено и всякая от воды удобность была
близки, однако часто на высоких местах живущие видят весною, сами будучи в
безопасности, как скот и люди и целые Домы неприступный лед несет в отчаянии
всякого спасения. Вторых потоплений ничем отвратить нельзя, не умалив много
угощения
и пьянства, для коих люди дерзают переезжать чрез реки в бурную
погоду, перегрузив
суда множеством, или переходить через лед осенью и весною, когда он весьма
ненадежен и опасен. В главе о истреблении праздности предложатся
способы, равно
как и для избавления промерзания многих зимой.
11
Немалый ущерб причиняется народу убийствами, кои бывают в
драках и от разбойников. Драки происходят вредные между соседями, а особливо
между помещиками, которых ничем, как межевав