к наукам простирать крайнее
прилежание и никакой другой
склонности не внимать. Правила охватывали все случаи жизни
учащихся. Так, например,
в них указывалось, что когда по спросу учительскому говорит кто урок наизусть
и не знает твердо, близ его сидящий товарищ не должен тихонько подшептывать и
тем помогать его лености.
Непрерывной заботой Ломоносов
значительно улучшил работу гимназии и университета. В короткий период, в
течение которого он руководил гимназией, ее окончило 20 человек, а за все
предыдущее существование гимназии под руководством Шумахера не было ни одного
выпуска
Благодаря заботам Ломоносова
улучшилась деятельность и Академического университета. Все его ходатайства о
превращении последнего в действительный университет по типу московского
остались, однако, без внимания.
Не намного пережили гимназия и
Академический университет Ломоносова. Вскоре после его смерти они перестали
существовать.
В заключение
расскажем о
сочинении Ломоносова, написанном к концу его жизни, в котором раскрывается
единая цель всей его деятельности. Чем бы ни занимался Ломоносов, физическими
или химическими опытами, поэзией или географическими
исследованиями, всегда движущей
силой его творчества было патриоти-0 ческою стремление работать на
благо родины. Наиболее ярко это стремление проявилось в написанном им в 1761
году замечательном сочинении О размножении и сохранении российского народа. При
чтении этого трактата Ломоносов